Времена и право - стр. 41
Солон установил максимально возможную норму землевладения и расширил институт завещания: если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину, позволив отдавать землю не членам рода.
Важнейшие изменения произошли в политическом и социальном устройстве афинского государства. Вместо прежних сословий Солон ввел новые, основанные на установленном им имущественном цензе. Высшими государственными органами отныне стали ареопаг, выполнявший функции уголовного суда и прокуратуры, буле и Народное собрание. Буле была новым органом. В ней должны были предварительно обсуждаться все вопросы и законы перед тем, как они подлежали рассмотрению в Народном собрании. Само Народное собрание при Солоне стало собираться гораздо чаще и приобрело большее значение. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас постановления и отчеты афинских Совета и Народа.
Солон также учредил суд присяжных, тесно связанный с Народным собранием и решавший зачастую довольно важные для афинян вопросы. Суд стал доступным для всех свободных граждан.
Именно Солон впервые постановил, что в период междоусобиц каждый гражданин должен занимать активную политическую позицию под угрозой лишения гражданских прав. В результате реформ Солона все высшие должностные лица стали выборными и ответственными перед народом. По сути это была первая в мире республика.
Солон отказался от предлагавшейся ему благодарными гражданами «должности» тирана и отбыл из Афин в длительное путешествие, поставив условие, что его реформы должны были действовать в течение 100 лет. Законы Солона были записаны на деревянных досках, вставленных в четырехугольные рамки, которые вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать.
Созданная Солоном государственная система сохраняла главные рычаги управления в руках аристократии, но, безусловно, свидетельствовала о значительной демократизации Афин. Дальнейшая борьба граждан полиса с аристократией привела к тому, что в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая провозглашала своей целью защиту крестьян и ремесленников от аристократии[106].
Поначалу греки склонны были видеть в тирании прежде всего триумф сильной, неординарной личности, одаренной необыкновенными способностями и настойчиво прокладывающей себе путь к власти, не считаясь ни с какими преградами. Обычно в легендах-жизнеописаниях тиранов удача почти неизменно сопутствует им, а некоторые обстоятельства их биографии позволяют видеть в них своего рода избранников богов. Незаурядность личности тирана проявлялась не только в его способности захватить и удерживать власть над полисом, а в некоторых случаях и передать ее своим наследникам, но и в его манере себя вести. Дворы многих греческих тиранов славились своим блеском и роскошью. Они явно пытались соперничать с царями Вавилона, Египта и другими восточными владыками. Свои полисы тираны украшали великолепными зданиями храмов