Времена и право - стр. 40
По замыслу Ликурга, воспитание спартанца не заканчивалось в тот момент, когда он становился взрослым. И зрелые люди должны были жить так, как предписывал обычай. Спарта была похожа на лагерь со строго установленным определенным образом жизни для каждого. Заниматься ремеслами или другим полезным трудом спартанцам категорически запрещалось. Беседы друг с другом, танцы, игры, охота, песни и гимнастические упражнения поглощали весь их досуг, когда они не были заняты войной[103].
Человек, спроектировавший такое устройство и внутреннюю жизнь спартанского государства, был наделен ясно различимыми задатками фанатичного утописта. Было бы неверно думать, что спартанская социально-политическая система представляла собой некое абсолютно инородное тело, так сказать, «осколок иных миров», случайно занесенный в мир греческих полисов. Скорее напротив, в своей основе это государство было воплощением неких глубинных тенденций, заложенных в самой природе греческого полиса. В Спарте эти тенденции были лишь доведены до своего крайнего выражения, граничащего с безумием и абсурдом[104].
По легенде, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45 – ок. 127 гг. н. э.), Ликург позаимствовал свои законы у царства острова Крит. Хорошо известны так называемые Гортинские законы, обнаруженные на Крите на стене здания (по всей видимости, суда) и датируемые концом VII – началом VI в. до н. э. По сути законы Ликурга – это рафинированный образец устава военной машины. Не случайно введенное Ликургом гражданское единомыслие на несколько веков обеспечило Спарте почти абсолютную политическую стабильность, что было чрезвычайно редким явлением в крайне неустойчивом, постоянно меняющемся мире греческих полисов.
Основателем демократии в Афинах считается Солон (примерно 640–559 гг. до н. э.). Один из «семи греческих мудрецов», Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин, что позволило этому полису опередить в своем развитии другие греческие города.
В 594 г. до н. э. его избрали первым архонтом (высшим должностным лицом) и поручили выполнять также функции айсимнета – посредника при улаживании общественно значимых конфликтов.
Сначала Солон осуществил так называемую сисахфию по принципу «кому я должен, я всех прощаю». Были отменены все долги. С заложенных земельных участков были сняты закладные долговые камни, на будущее было запрещено брать в долг под заклад граждан. Таким образом, Солон исключил возможность обращения граждан в долговое рабство, сделав их права неотчуждаемыми в рамках полиса. За государственный счет выкупались проданные на чужбину афиняне. Справедливости ради надо отметить, что еще в VIII в. до н. э. египетский фараон Бокхорис отменил долговое рабство. По-видимому, из египетского законодательства также была взята норма, согласно которой каждый гражданин полиса должен был ежегодно объявлять свой доход, а кто не сможет указать никаких законных доходов, тому грозила смертная казнь