Размер шрифта
-
+

Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 94

, жили вдали от Бога, растрачивая драгоценное время. Вот о чем ныне следует плакать, вот в чем каяться! Кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько дней бытия отпущено для покаяния… Преподобный авва Исаия говорит: «Ничтожно время земной жизни, но мы обольщаемся и тратим его на пустые дела. Между тем подходит неприметно последний час, и мы подвергаемся вечному плачу. Не пренебрежем хранением нашего сердца! Будем постоянно наблюдать за ним, прилагая все попечение о своем спасении и непрестанно молясь Благости Божией, чтобы она помогла нам».

Задумаемся, насколько бесценно время нашей земной жизни, определенное нам Богом для очищения, молитвенных трудов, духовного делания и покаяния. Покаянием обретаем мы надежду на пути Божием, утешение в опасностях настоящего бытия.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Но что есть истинное покаяние? Только ли самобичевание, копание в совершенных грехах и желание вскрыть гнойные нарывы совести. Нет! Не только и не столько… Преподобный Ефрем Сирин называл покаяние «древом жизни», потому что оно «воскрешает многих умерших грехами». Каяться – не значит искать в себе исключительно темные стороны. Каяться – значит всей душой, всем сердцем, всем существом своим осознавать греховность как свое недостоинство, то есть несоответствие высокому назначению быть чадами Божиими. Осознавать и стремиться исправиться, обратиться от греха к праведности, от тьмы к свету. Ведь во все дни с нами Бог, мы всегда предстоим пред Лицом Вселюбящего Творца, готового принять наше покаяние, простить и помиловать нас по великой Своей милости, призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

Пока не пришла смерть – ведь мы не знаем, когда дни нашей жизни закончатся – попросим всей душой и сердцем у Господа прощения, помилования за совершенные беззакония. Да, сегодня мы содрогаемся от множества прегрешений, скорбим о напрасно потраченном времени, но силой искреннего покаяния готовы вновь духовно преобразиться, возродиться к любви, добру, созиданию себя достойными Божественного родства и славы Божией.

Много слез еще прольется с покаянными словами великого канона преподобного Андрея Критского, но счастлив тот, кто умеет плакать и скорбеть о грехах своих. Ведь это слезы – не слезы отчаяния и озлобления, это – очистительные потоки, готовящие нас к грядущей радости прощения и возрожденной надежды. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Пока поприще земной жизни не прекращено для человека, покаяние, а следовательно, и спасение, для него вполне возможно». Придет раскаяние, сотворит душа человеческая достойный плод покаяния, который с любовью примет Господь и воздаст сторицею. И потому

Страница 94