Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной - стр. 93
В четырнадцать лет благочестивый отрок покинул семью, удалился в Иерусалим, и там, в обители преподобного Саввы Освященного принял монашеский постриг. Строгий и целомудренный, кроткий и смиренный инок Андрей удивлял добродетельной жизнью и необыкновенным для его небольших лет разумом. По прошествии определенного времени он был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Анд рея в число представителей Святого Града на VI Вселенском Соборе. Благодаря глубоким знаниям православных догматов, он успешно противоборствовал еретическим учениям и проявил себя как замечательный богослов. После Собора архидиакона Андрея отозвали в Константинополь и определили к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В конце VII века святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх-богослов, учитель и гимнотворец. О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие – 726 год. Известно только достоверно, что скончался он на острове Митилини, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь.
Святитель Андрей Критский написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Самым же впечатляющим наследием святителя является великий покаянный канон, чтение которого, братья и сестры, мы начали с вами сегодня.
Вместе с преподобным Андреем, вслушиваясь в слова канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, каемся и плачем очищающими слезами, думая о том, что Любовь Божия не оставляет нас, выводит из бездны отчаяния и греха. И ждет от нас искреннего покаяния. Бог с нами всегда! По-отечески милосердно и сострадательно Господь смотрит на нас даже тогда, когда мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не покидает человека, это мы, люди, порой не чувствуем этой близости.
Великий канон, на примере праведников и грешников, еще и еще раз останавливает наше внимание на том, как часто дни жизни нашей тратятся впустую. Сколько их было дано нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, для истинного духовного труда?! Но мы этого не поняли и,