Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 32
(Ин. 3:16)». Святые отцы подчеркивают, что эта крестная мера любви, дарованной нам на Древе Распятия Отцом, Сыном и Святым Духом, оказывается поистине безмерной, бескрайней и бесконечной. Тем самым Крест Христов – это не просто сбитое из трех массивных древесных стволов Орудие казни. В качестве Орудия Смерти Распинаемого Бога, а также спасительного Оружия победы над человеческим грехом, обнимающего своей богодарованной силой и благодатной мощью вселенную, вертикаль и горизонталь Креста Христова пронзают всю высоту и глубину, широту и даль бескрайнего тварного космоса именно силой Божественной любви. Крест этот столь же огромен и велик, как и явленная на нем любовь Божия – любовь, жертвующая Собой до самой Смерти Сына Божия и тем побеждающая саму смерть. Как говорит святитель Андрей Критский, «Крест – царь любви, примиритель мира, союз твари. Крест – определитель тех границ [действующей в мире] любви, которые суть – высота небес, глубина земли, длина и ширина Вселенной».
О смысле и сути этой явленной на Кресте Троичной любви возвышенно, как никто другой, свидетельствует в знаменитом «Слове в Великий Пяток», произнесенном в 1816 году, святитель Филарет Московский. Святитель призывает каждого: «Пройди путем, который открывает тебе раздирающаяся завеса таинств; вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых… Что там? Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому.
Любовь Отца – распинающая.
Любовь Сына – распинаемая.
Любовь Духа – торжествующая силой крестной.
Так возлюбил Бог мир!
(Ин. 3: 16)…
Всеблагой Отец не щадит Сына, дабы не погубить рабов лукавых… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16)… Но если Отец Небесный из любви к миру предает Единородного Сына Своего, то равно и Сын из любви к миру предает Себя Самого, и как любовь распинает, так любовь же и распинается… И таким образом любовь Отца Небесного, чрез Сына, простирается к миру: любовь Единосущного Сына Божия вместе и восходит к Отцу Небесному, и нисходит к миру. Здесь имеющий очи да видит глубочайшее основание и первоначальный внутренний состав Креста, из любви Сына Божия ко Всесвятому Отцу Своему и любви к человечеству согрешившему, одна другую пресекающих и одна другой придержащихся, по видимости разделяющих единое, но воистину соединяющих разделенное. Любовь к Богу ревнует по Боге – любовь к человеку милует человека. Любовь к Богу требует, чтобы соблюден был закон правды Божией, – любовь к человеку не оставляет и нарушителя закона погибать в неправде своей. Любовь к Богу стремится поразить врага Божия, любовь к человеку хочет умереть вместо него. Наконец – любовь к человеку вочеловечивает Божество, дабы посредством любви к Богу обожить человечество и, между тем как любовь к Богу