Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 34
Однако христианин может уподобиться Кресту Христову не только телесно, физически, но и внутренне – собственной душой. Святитель Филарет в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году, подмечает, что духовно возвышающийся, молитвенно воспаряющий к Богу христианин в таком своем небесном молитвенном полете напоминает взлетающую птицу – она раскидывает крылья, как бы раскрываясь в фигуру креста. Птица может взлететь, только приняв образ креста. Так и призванная к духовному молитвенному полету христианская душа должна сначала приобрести некоторую «крестообразность». Возносясь от земли и восходя к высоте богообщения, она тоже, прежде чем взлететь, призвана молитвенно раскинуться и «простереться в Крест» и затем уже воспарить в райское поднебесье…
Однако главнейшей прообразовательной параллелью между Древом Креста и обстоятельствами пребывания первых людей в Раю, конечно же, служат два древних райских древа – древо жизни и древо познания добра и зла: церковные толкователи библейского текста неоднократно символически сравнивали их с третьим Древом – с Крестом Христовым.
Как мы помним, два древа были насаждены в Эдемском саду, посреди Рая Самим Богом. И произрастил Господь Бог из земли… дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2: 9). От древа жизни Адаму вкушать плоды не запрещалось и даже – до момента грехопадения – благословлялось (от всякого дерева в саду ты будешь есть… Быт. 2: 16), плоды же от древа познания добра и зла есть ему было крепко-накрепко запрещено (а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Быт. 2: 17). Здесь следует сразу же подчеркнуть: все святые отцы утверждают, что это древо не было плохим или ядовитым, плох был сам поступок – нарушение заповеди Божией, Господнего запрета. Само же по себе древо познания было столь же хорошо весьма (Быт. 1: 31), как и все без исключения, сотворенное Господом. Свидетельствуя об этом, святитель Феофил Антиохийский даже пишет в «Послании к Автолику»: «Прекрасно было само по себе древо познания, прекрасен был и его плод». Однако Адам нарушил Божий запрет, вкусил – вопреки воле Божией – этот плод и тотчас лишился райского пребывания, богообщения, благодатной богопричастности. Он оказался в рабстве у сатаны, под властью греха, в состоянии богооставленности и обрекся на смерть.
Но при чем же здесь Крест Христов? «…От древа грех, в Древе и спасение…» – говорит в «Огласительных словах» святитель Кирилл Иерусалимский. Конечно же, он ведет речь о двух древах – древе познания добра и зла и Древе Креста. В первый раз, во времена Адама и Евы, грех вошел в мир именно через древо. Но и в грядущем Распятии Спасителя этот грех, явившийся в мир через посредство древа, окажется вознесен тоже на Древо – Крестное, и будет на нем Христом уничтожен.