Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 25
Празднуя Воздвижение Креста Господня и прославляя орудие казни Христа, посредством которого всем нам оказалось даровано спасение, святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский, возвышенно обращается ко Кресту, как будто к живому, благодаря его за все те дары, что обрели христиане посредством совершившейся на нем Искупительной Жертвы Сына Божия: «О, Божественный Крест, неизреченное созерцание ангелов, похвала земнородных, скипетр царей! Как с живым хочу говорить с тобой, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобой отверзаются заключенные райские врата, тобой сокрушается держава смерти, через тебя лишается добычи ад, через тебя получают жизнь умершие, через тебя радуется в Раю разбойник, через тебя небесное сочеталось с земным, тобой ниспослано познание истины, тобой дарована купель возрождения, тобой приобретено для земнородных оставление грехов, тобой запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобой церкви именуются домами Божиими, через тебя мы принимаем Тело и Кровь Христовы, тобой мы удостаиваемся быть сынами Божиими и наследниками Царства Небесного, через тебя совершаются ежегодные празднества и просветляются наши торжества».
Святые отцы подчеркивают, что Крест Христов остается для нас истинным, совершенным праздником и радостью даже тогда, когда делается нашим собственным Крестом, орудием нашего личного распятия – например, во времена массовых гонений на Церковь, в эпоху мучеников, в периоды переносимых христианами страданий и смерти за веру. Тогда праздник восхождения на Крест и спасительного Распятия на нем Сына Божия даже приумножается для христианина его личным сораспятием со Спасителем, подлинным и реальным со-умиранием с Ним. Тогда христианин не только веселится о Смерти своего Господа, но и о собственной кончине, как об уподобляющей Самому Иисусу гибели за имя Христово. Святитель Кирилл Иерусалимский в связи с этим призывает верующих: «Не только в мирное время увеселяйся Крестом, но и во время гонения ту же имей веру в него».
Итак, на Крестном Древе достигаются два величайших и главнейших предела: предел человеческого уничижения и, одновременно, славы Христа. И уже после этого, вместе с Воскресением Христа, благодаря Крестной Жертве, человек согрешивший преображается в человека прощенного. И потому-то с момента Восстания Спасителя из мертвых все поврежденное людским грехом мироздание ликует вместе с нами, предчувствуя скорое освобождение от связавших его – по людской вине – пут греха. Все вокруг начинает меняться, наполняться глубоким и праздничным смыслом, радостью богопросветленности. Отныне над всем мирозданием воцаряется – как символ торжества Богочеловека над смертью, над грехом и сатаной – то Орудие, или даже Оружие, с помощью которого была одержана эта победа: Крест Христов. Будучи поначалу образом людского уничижения, он вдруг обращается в Знамение долгожданного примирения и духовного союза земли и неба. Сеявший прежде смерть, Крест делается отныне подлинным воплощением жизнеутверждающей истины: Господь неотступно пребывает среди людей, которые Им прощены.