Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 21
Почему же мы чтим Крест? Не только потому, что Бог умер на нем по Своему Человеческому естеству, но и потому, что за Смертью последовало Воскресение Господа, что и сделало для нас такую Его Смерть спасительной. Именно ради спасительного Воскресения Христова, даровавшего нам вечную жизнь в Боге, а также начало нашего собственного всеобщего воскресения, чаемого в конце времен, мы и почитаем Крест – как путь, приведший Господа через посредство пройденных Им врат смерти к Воскресению и к Жизни. Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он, и мы не стыдимся этого, распят – и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь эта Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня Древо Крестное, которого части отсюда переданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о Воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы, может быть, не исповедал Его, может быть, умолчал бы об этом… Но поскольку за Крестом последовало Воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем».
Мы знаем: Сын Божий пришел в мир отнюдь не в силе и славе Своего Божества, не как могучий Властитель и Промыслитель Вселенной. Он воплотился среди нас в «образе» («зраке») раба – как «обыкновенный» человек, выросший и воспитанный в семье простого плотника, проповедовавший на дорогах и голых холмах Иудеи и Галилеи, не принятый Своим народом и казненный в Иерусалиме. Венцом же и пределом такого поистине тяжелейшего жизненного пути Иисуса стал именно Крест – смертоносное Древо, к которому прибили Его римские воины.
Тем самым, по учению святых отцов, слава Креста заключена и в том, что именно на этом Древе достигается – в своей максимальной степени – Божественный кеносис, то есть добровольное Самоуничижение, Самоумаление Христа, сошедшего с Небес и ставшего способным испытывать боль и страдания Человеком, зрится вся Его жертвенность, Его милосердие. Здесь проявляет себя полнота Его «человечности» как воспринятой им людской природы и как всего пережитого и перечувствованного Им в «образе раба». Все самое горестное, страшное и «рабское», что претерпевал людской род в результате своего эдемского богоотступничества (конечно же, за исключением самого греха), оказалось тогда, на Кресте, в предельной степени Его мучения и унижения распинателями, «прожито» Самим Богом – именно как Одним из нас. И что может быть горестней и страшней, чем поругание, что принял на Голгофе, на Крестном Древе Господь из рук сотворенных Им по Его любви людей? Но именно здесь – на Кресте – полнота уничижения, кеносиса Спасителя обратилась в полноту Его торжества над грехом и смертью, в радость о спасении всего человеческого рода.