Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 20
Крест есть предел всего самого страшного, что случилось со Христом в Его Воплощении, в Его воспринятом ради нас добровольном Самоумалении, уничижении, которые Он пережил в земной жизни ради спасения человеческого рода. Но Крест есть также и то самое славное, удивительное, поразительное, парадоксальное и необъяснимое, что произошло с Богом, ставшим Человеком: именно на нем совершилась спасительная для нас смерть Сына Божия по Его Человечеству, за которой последовало победоносное Воскресение Христа, даровавшее людскому роду вечную жизнь в Боге. В этом своем значении Крест Христов многократно превосходит такие поразительные чудеса Христовы, как, например, укрощение бури, насыщение нескольких тысяч голодных или даже воскрешение Лазаря. Говоря об этом, святитель Андрей Критский восклицает: «Крест – глава страданий Христовых и венец всех совершенных Им ради нас чудес. Потому-то Крест и именуется славой Христовой и высотой Христовой».
Да, до Распятия Спасителя крест был знаком и символом самого страшного позора и для римлян, и для иудеев, орудием постыдной смерти, зримым средоточием всякого возможного унижения, боли и ужаса. Однако сделавшись – вместе с Жертвенной Смертью на нем Господа Иисуса Христа – орудием нашего спасения, Крест оказался самым возвышенным знамением славы и любви Христовой. Некогда Крест был презираем, теперь он оказался чтим, прежде – осуждаем, ныне – прославляем, ранее – ненавидим, ныне – любим. Как говорит святитель Иоанн Златоуст в «Беседе первой о Кресте и разбойнике», «прежде Крест служил именем наказания, а теперь стал почетным делом, прежде был символом осуждения, а теперь – знаком спасения». Святитель Кирилл Иерусалимский также провозглашает: «да не стыдимся Креста Спасителя, но, напротив, похвалимся им. Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть (1 Кор. 1: 18), язычникам безумие, а нам спасение: а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1: 18)». И святитель Феофан Затворник исповедует: «Крест – орудие смерти, и притом самой позорной; между тем Церковь восхваляет его живоносным, живодавцем, Древом жизни и бессмертия, падших воздвижением, всех воскресением и вообще приписывает ему все те блага, коих ищет истинный христианин в сей жизни и каких надеется в будущей».
Крест был прежде проклятием, теперь же стал благословением. Почему? Да потому что ныне само проклятие, как пребывание человека в состоянии богооставленности, вне Бога и Его благодатных даров, оказалось пригвождено ко Кресту и на нем упразднено, уничтожено. Состояние проклятия силой и посредством Креста преобразилось и обратилось в состояние благословения от Бога, даруемого всем спасаемым. Уже более не