Размер шрифта
-
+

Воздвижение Креста Господня. Антология святоотеческих проповедей - стр. 23

(Ин. 13: 31–32). Также: прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17: 5). И еще: Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю (Ин. 12: 28). Здесь Христос говорит о той славе, которая сопровождала Его Крест, – то есть о совершившемся тогда [при Распятии] смятении стихий, о сострадании [Господу всей сотворенной] природы. Ибо надлежало, чтобы творение сострадало своему Творцу. А о том, что Крест составляет еще и высоту Христову, послушай, что сказал Христос: И когда Я вознесен буду от земли>:, всех привлеку к Себе (Ин. 12: 32); и в другом случае: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому. Для чего? Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 14–15). Видишь ли, что Крест есть слава и высота Христа?»

Благодаря тому, что Крест, некогда воспринимавшийся как знак предельного ужаса, жестокости, унизительного позора, сделался ныне знамением спасительной славы Иисуса, присутствие Креста наполняет и проницает собой всю жизнь каждого христианина. Крест подлинно сделался «красотой Церкви», высочайшим и драгоценнейшим символом, сопровождающим любые житейские обстоятельства, поступки, действия искренне верующих в искупившего всех нас на Крестном Древе Спасителя мира. Об этом всепроникающем присутствии знамения Креста Христова во всех сторонах «христианского быта» ярко, поэтично и образно говорит в своем «Рассуждении против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог» святитель Иоанн Златоуст. В древности, прежде спасительной Крестной Жертвы Христовой, всякий «распятый и повешенный на древе [креста] страдал не только от того, что наказывался с таким мучением, но и от того, что подвергался проклятию: проклятвсякий повешенный на дереве, говорит Писание (Втор. 21:23). Но этот проклятый, поносный знак предельного мучения ныне стал вожделенным и достолюбезным. Не столько царский венец украшает голову, сколько Крест, более драгоценный, чем весь мир; изображение Креста, некогда для всех страшное, теперь столь любезно всем, что найдешь его везде, у начальников и подчиненных, у жен и мужей, у дев и замужних, у рабов и свободных; все непрестанно полагают знамение креста на благороднейшей части своего тела и носят каждодневно это знамение изображенным на челе своем, как на столпе[2]. Оно блистает на священной трапезе, при рукоположении священников и вместе с телом Христовым на [Евхаристической] Тайной Вечере, всюду можно видеть его возносящимся: на домах, на торжищах, в пустынях, на дорогах, на горах, в пещерах, на холмах, на море, на кораблях, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, в чертогах, на пиршествах, на золотых и серебряных сосудах, на драгоценных камнях, на стенных картинах, на теле больных животных, на теле одержимых демонами, на войне, в мире, днем и ночью, в пиршественных собраниях и в кельях подвижников; так для всех стал вожделенен этот дивный дар, исполненный неизреченной благодати! Уже никто не стыдится и не закрывается при мысли, что крест есть знак проклятой смерти; напротив, все мы почитаем его украшением для себя более венцов и диадем и многих ожерелий из драгоценных камней. Так он стал не только не страшен, но и вожделенен, любезен и досточтим для всех, и блистает изображаемый повсюду: на стенах домов, на кровлях, на книгах, в городах, в селах, в необитаемых и обитаемых местах. Теперь я охотно спросил бы язычника: „от чего этот знак ужасной казни и проклятой смерти сделался любезным и вожделенным для всех, если не от великой силы [на нем] Распятого?“».

Страница 23