Размер шрифта
-
+

Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 2 - стр. 48

Халаби, ‘Али Асгар. Тарихи тамаддуни ислами (История исламской цивилизации). Т. 1. Тегеран. «Асатир». 1365 г. с.х.

Хамави, Йакут ибн ‘Абд Аллах. Му‘джам ал-удаба’ (Словарь литераторов). Т. 16. Бейрут. «Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби». 1408 г. л.х./1988.

Хусайн, Таха. Мин тарих ал-адаб ал-‘араби (Из истории арабской литературы). Т. 2. Издание четвёртое. Бейрут. «Дар ал-‘илм ли-л-малайин». 1982.

Шамс ад-Дин, ‘Абд ал-Амир. ал-Фикр ат-тарбави ‘инда Ибн ал-Мукаффа‘, ал-Джахиз, ал-Хамид ал-Каттаб (Педагогические идеи Ибн ал-Мукаффа‘а, ал-Джахиза и ал-Хамида ал-Каттаба). Бейрут. «Дар икра’». 1405 г. л.х./1990.

Шафи‘и, Ибрахим Мухаммад. ал-Джахиз мин а‘лам ат-тарбийат ал-исламийа (Джахиз – один из корифеев исламской педагогики). Т. 1. Эр-Рияд. Бюро стран Залива по арабской педагогике. 1409 г. л.х./1988 г.

б. Сочинения на английском языке

Brockelmann, Carl. Al-Djahiz, in Encycl. de l`Islam, t.s., 1028.

Encyclopedia Britannica; vol. 3, 15th ed., USA; The University of Chicago, 1974.

Oxford Illustrated Encyclopedia, vol. 5, England: Oxford University Press, 1993.

Pavlov, I. P. Lectures on Conditioned Reflex.

Ибн Сахнун

Жизнь и творчество

Мухаммад ибн ‘Абд ас-Салам Сахнун ибн Са‘ид ибн Хабиб Танухи Кайравани, известный как Ибн Сахнун, был признанным экспертом по исламскому закону, исследователем, историком. Родился он в Кайруане в 203 году лунной хиджры (819 г. н. э.), в городе современного ныне Туниса, и умер в Сахиле в 256 г. л.х. (870 г. н. э.). В начале IX в. г. Кайруан был процветающим административным, культурным и интеллектуальным центром. Со всех концов Магриба туда приезжали ради изучения исламских наук. С середины первого столетия хиджры, когда исламский призыв достиг Кайруана, в нём появились начальные школы, и учителя стали обучать детей Священному Корану, арабскому языку и арифметике. При этом мечети были главным местом, где проходило обучение и воспитание молодого поколения[234]. Вскоре Кайруан начинают признавать цитаделью знаний маликитского фикха в западных землях ислама.

Рос и воспитывался Ибн Сахнун в благородной и религиозной семье. Его дед Са’д приехал с военной миссией от Омейядов. Отец Ибн Сахнуна был известным судьёй и занимал должность верховного судьи во время правления эмира Абу ал-‘Аббаса Ахмада ибн Аглаба. Он лично рассматривал все вопросы и жалобы, связанные с соблюдением точности мер и весов. Местные люди из любви и уважения прозвали его «Светом Кайруана»[235].

Во времена Ибн Сахнуна учительство было профессией, и некоторые люди занимались лишь тем, что обучали и воспитывали других. В те дни обучение и воспитание было развито в Кайруане. Там находилось множество школ, где помимо мальчиков учились и девочки. Они занимались, питались и спали отдельно от мальчиков

Страница 48