Воскресение души. Сборник поучений на Великий пост и приходских поучений - стр. 3
Приведенные примеры убеждают нас в том, что строгое воздержание не сокращает жизнь, а способствует ее долголетию.
О покаянии
Покайтеся, приближибося Царствие Небесное.
Слова о покаянии особенно часто слышатся нами в эти дни. Еще за несколько недель до святого поста Церковь умоляла о нас Господа, воспевая: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а когда мы достигли святых дней, то слова о покаянии слышатся уже почти в каждом песнопении и каждой молитве. Но что такое покаяние, которого так настойчиво от нас требует св. Церковь? Покаяние не следует смешивать с исповедью. Исповедь есть уже завершенье или проявление покаяния. Покаяние начинается с осуждения человеком самого себя, осуждения своих греховных мыслей, слов и дел, ясного уразумения того, что доселе мы вели жизнь худую, и что многое из нашего поведения необходимо оставить. Когда человек поймет свое душевное греховное состояние и увидит, что продолжать прежние грехи не только опасно, но и погибельно, тогда в нем является сердечное решительное намерение переменить свое поведение. Если в нас является такое твердое намерение вести жизнь лучшую, то это намерение не может оставаться без действия, но немедленно проявляется во всем: в мыслях, словах и поступках. В ком произошла эта благодетельная перемена, тот в словах делается весьма осторожным, во всех поступках осмотрительным и в особенности ревностен в богоугождении, проявляя оное в молитве и добрых делах. Кто так переменился, о том можно сказать, что он снискал душе своей покаяние: он исполнил слова св. Предтечи: «Покайтеся».
Но для нашего спасения еще недостаточно одного душевного сознания своей греховности и твердого намерения исправить свою жизнь. Если бы мы и исправили свою жизнь, то еще между нами и Господом стоят, как стена, наши прежние еще не прощенные грехи; нам нужно прощение, помилование: нужно, чтобы Господь простил нас. Кроме того, нам нужны еще силы подняться, выбраться из той греховной душевной нечистоты, в которой мы так глубоко погрязли: своими душевными силами нам не выбраться из этой бездны. В самом деле, отчего же бывает так, что и видишь, что худо делаешь, постоянно грешишь, – и опять впадаешь в те же грехи: опять те же суетные и нечистые помыслы, неосторожные слова, непохвальные дела. Отчего же?
Оттого, что без помощи Божией нам не выбраться из греховной бездны. Так зачем же после этого и покаяние, если оно только открывает глаза, только указывает на наше погибельное состояние, только расстраивает наше спокойствие и повергает в страх? Да, покаяние без помощи Господа только мучительно. Но не будем смущаться: сила покаяния в том и заключается, что оно снискивает нам милость Божию; оно приводит к нам Самого Господа. Посему-то св. Предтеча, сказав: «Покайтеся», – тотчас же присовокупляет: «Приближибося Царствие Небесное», т. е. лишь только вы сознаете свое душевное греховное состояние и решитесь перемениться к лучшему, тотчас приближается к вам Господь. Он дарует прощение всех прежних грехов, когда вы исповедуете их перед духовным отцом своим. Он подаст свою Божественную благодатную помощь на новую богоугодную жизнь.