Размер шрифта
-
+

Военная педагогика - стр. 3

В арабских племенах большое значение в военно-патриотическом воспитании имел ислам. Ислам обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, требовал полного повиновения калифам (калиф, т. е. заместитель пророка, являлся духовным владыкой и светским повелителем, глашатаем божественной воли и военным вождем). «Ислам, по утверждению Дельбрюка, – не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа».

В Западной Европе с точки зрения развития военной педагогики в период господства феодализма заслуживают некоторого внимания три имени: Рабан Мавр – архиепископ Майнский, Эгидий Римский – епископ Буржа и Кристина Пизанская – французская писательница итальянского происхождения.

Рабан Мавр в своём приложении о душе человека главное внимание обращает на вопросы физических качеств воина и его физического воспитания.

Эгидий Римский отмечает, что воин должен обладать честолюбием, изобретательностью, предусмотрительностью, мудростью и хитростью, и эти качества необходимо прежде всего воспитывать у юношей знатного рода.

Кристина Пизанская требовала, чтобы юношество воспитывалось в военном духе, но дворян, по её мнению, надо обучать рыцарскому искусству, а простой народ следует учить только стрельбе из лука и метанию камней.

Военный итальянский писатель Никколо Макиавелли (рис. 2), которого Энгельс характеризовал как первого, достойного упоминания, военного писателя нового времени, в трактате «О военном искусстве» указывал: «Особенное внимание надо обращать на нравственные качества: солдат должен быть честен и совестлив». Ловкость и сила также являются необходимыми качествами солдата. Воспитание имеет весьма большое значение, так как «природа редко рождает храбрецов. Они во множестве создаются трудом и воспитанием».

Эпоха возрождения и реформации (конец XIV – начало XVI вв.) оказала мощное воздействие на всю идеологию и систему военного обучения и воспитания подрастающего поколения. Философско-педагогические взгляды и учения европейского Возрождения, его педагогическая триада (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) качественно изменили смысл и содержание военного обучения и воспитания подрастающего поколения.


Рис. 2. Н. Макиавелли


Новизна ренессансных подходов к решению задач военного обучения и воспитания выражалась в обновлении идеала духовного и физического развития личности, способной на самостоятельные и общественно-полезные действия; побуждении и развитии у подрастающего поколения национального самосознания; усилении внимания к идеям независимости и пробуждения чувства единства этноса; критике христианского аскетизма и недостатков рыцарского воспитания и т. д.

Страница 3