Во блаженном успении вечный покой - стр. 5
После омовения тело христианина одевают в новые одежды, что знаменует новое одеяние нашего будущего нетления и бессмертия. Одежды подбираются сообразно званию или виду служения умершего, ибо по воскресении человек должен будет дать отчет Богу в том, как он исполнил свой долг в том звании, к которому был призван, по слову апостола: вси оживут, кийждо во своем чину (1 Кор. 15, 22-23). Монаха облачают в монашеское одеяние и обвивают его мантией. Священника одевают в обычные его одежды, затем во все священнические одеяния. На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван – белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Белый покров, возлагаемый ныне на умершего, заменил собой белые одежды, в которые имели обычай облачать умерших в древней христианской Церкви. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа.
Гроб перед положением тела окропляется святой водой внутри и снаружи, можно покадить на него ладаном. Под плечи и голову кладут подушку из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освящеными в храме веточками верб и листьями берез (соответственно в Вербное воскресенье и в День Святой Троицы). В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на Кресте ради нашего спасения, и предал Христу свою душу.
На лоб умершего кладут бумажный венчик с изображением Спасителя и предстоящих Ему Божией Матери и Иоанна Предтечи: это символизирует, что усопший почил как воин, одержавший победу на поле брани, окончились его подвиги на земле в борьбе со всеми житейскими соблазнами, дурными страстями и другими искушениями. А теперь готовится мне венец правды, – как свидетельствует апостол Павел, – который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 8).
Венчик продается в храме, лучше приобрести его до похорон и возложить на лоб почившего до отпевания[4].
По положении во гроб тело покрывается особой белой погребальной пеленой с изображением Распятия (которая также продается в храме) – в знак того, что усопший, как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Церкви, ибо она до скончания века будет молиться о его душе.