Во блаженном успении вечный покой - стр. 4
Приготовление усопшего к погребению
Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, регламентирующий погребальные обряды. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно собственному характеру и духу, выражал заботу о скончавшихся. Суеверные египтяне бальзамировали тела своих умерших, обвязывали их тонкой тканью, хранили их в пирамидах или других местах. Воинственные и жестокие римляне омывали тело холодной водой, намащивали его благовониями и сжигали на специально устроенном для этого костре.
У народа Божия – ветхозаветных иудеев – погребальные обряды были более благочестивыми, чуждыми суеверия и бесчеловечности язычников. Иудеи не бальзамировали и не сжигали тел умерших, но намащивали их благовониями, обвивали тонким полотном и погребали в пещере или гроте (см.: Ин. 19, 39-41). В память об умершем преломляли над ним хлеб (см.: Иер. 16, 7), для выражения скорби посыпали свои головы пеплом, иногда налагали на себя пост (см.: 1 Цар. 31, 13; 2 Цар. 1, 12; 3, 35).
Учение Православной Церкви, основанное на Святом Евангелии, высоко поднимает звание человека-христианина, побуждает с почтительностью смотреть на него и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв, сделавшись как бы «добычей» смерти и жертвой тления. Тело христианина, по воззрению Церкви, – освященный благодатью церковных Таинств храм души, в которой некогда жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6, 15, 19). Потому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев и сестер по вере. Приготовление тела покойного к погребению всегда заключалось в придании ему благообразного вида. Святые, кончина которых была тихой, мирной и спокойной, совершали эти последние приготовления сами. Святая Макрина[1] перед смертью сама закрыла глаза, сомкнула уста и благоговейно скрестила руки на груди, а тело ее само естественным образом приняло подобающее положение, так что не требовалось посторонней помощи. То же известно и об исходе преподобной Мелании[2], а также святой императрицы Феодоры[3], восстановившей почитание святых икон.
Образ погребения усопших дан в Евангелии, где рассказано о погребении Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мк. 15, 45; Лк. 23, 50-56; Ин. 19, 40-41). Православный обряд приготовления тела усопшего к преданию земле сохранился с ветхозаветных времен и заключается в омовении тела, его облачении и положении во гроб. Тело усопшего тотчас по смерти омывается с чтением молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (Трисвятое) или «Господи, помилуй». Омывать следует все тело теплой водой с мылом. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом при общем воскресении мертвых. Необходимо отметить, что тела после смерти монахов и священников, лишь губкой с теплой водой омываются крестообразно лоб, грудь, руки и колени.