Размер шрифта
-
+

Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 7

Писатель отвечает на восемь вопросов, заданных читателями и переданных ему пермской газетой «Молодая гвардия». Виктор Петрович свободно и раскованно размышляет о роли библиотекаря в пропаганде литературы, о современном герое, которого формирует жизнь, рассказывает о том, как сюжеты произведений сами «находят» его. Очерк заканчивается обращением к молодым читателям: …больше думайте сами, не ждите готовых ответов.

10. «Бесплатный спектакль», рассказ

Рассказ «Бесплатный спектакль» написан в 1982 г., входит в цикл «Затеси», тетрадь 4 «Игра». Впервые опубликован в книге «Затеси», изданной в Красноярске Красноярским книжным изд-вом в 1982 г. Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).

Повествование от первого лица, случайно ставшего зрителем «бесплатного спектакля» на одной из улочек деревни.

Главные герои рассказа: Липка-зуд – одноклассница рассказчика, в детстве переболевшая золотухой. От золотухи на лице Липки остались пятна. В юности Липка выправилась, в девках была бойка характером, резво танцевала, громко смеялась и прижила ребеночка с кем-то из вербованных или ссыльных трудяг – это все, что помнит рассказчик о Липке, и далее он встречается с ней уже во взрослом возрасте, что и становится причиной написания этого рассказа. Также главным героем является муж Липки, с которым, как становится понятно из рассказа, они познакомились в культпросветучилище, вместе выступали в местном клубе, пока он не сгорел. Главные герои выпивали на улице, играли на баяне и пели похабные частушки, пока рассказчик не вышел за ворота. Он встретился с Липкой лицом к лицу. Безнравственность поведения Липки автор описывает в нарочито сниженной стилистике: Я чем-то опять занялся и снова забыл про гуляк, и черти меня вынесли за ворота. Липка, подстегнуто охнув, двинулась ко мне, раскинула руки, облобызала, взасос целуя широко раззявленным, луком, табаком и сивухой воняющим ртом.

Художественным средством является использование диалектного говора и фонетического просторечия – своеобразная стегограмма народной речи. Так, например, представлены диалоги Липки с ее мужиком и его особенное исполнение песен:

Ты у меня, с-сэка, добьешься! – использование бранной лексики и ярко выраженное эконье.

Или песня:

Сссы-пускался тихий осенний вечир,
Плискала в берих ны-ачной струй-я-а,
А ты спиш-шила ка мни на встр-речу,
С улыпкай ясы-най, ль-любо-е-е-еовь м-мая…

Здесь ярко выраженное иканье, присущее сибирским говорам.

Основным

Страница 7