Размер шрифта
-
+

Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 9

Художественные средства

Просторечия (затурканные, башка, дите, корябнуть), диалектизмы (шибко), сравнения (благородные дамы, из которых нарисуется одна принцесса такая ли распрекрасная, такая ли умная… что образ непобедимый ее на всю жизнь затаится на задворках памяти, сохраняется там в целости… не старея, не дурнея, не портясь – этакая нетленная мумия памяти; легла под холодный нож, похожий на увесистый российский дровокольный колун), эпитеты (портрет был шибко «французист»; нежная, княжеская шейка; чудовищно острый нож гильотины; устарелая, чудовищно-страшная машина; равнодушный материал цвета русской солдатской шинели), метафоры (не написала, ни людей, ни родину далекую, злобной мачехой обернувшейся к детям своим… не предала; золотом писанная, красуется… надпись; я приложился губами к шершавому кресту – холоден был чужой камень; до зимних заметей стоять будут гордые, высокие деревья в закатно догорающей сердцевине хвойного кружева).

Топонимы: тюрьма Плётцензе (Берлин), кладбище Сен-Женевьев де Буа (Париж).

13. «Богатые за бедных», рассказ

Рассказ «Богатые за бедных» написан и опубликован в газете «Красноярский рабочий» в 1993 г., входит в цикл «Затеси», книга 7 «Рукою согретый хлеб». Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).

Рассказ начинается с маленькой зарисовки из жизни, которая сразу обозначает его социальную проблематику: отношение богатых к бедным. Окатив грязью трудящихся, терпеливой толпой ожидающих автобус, наш отечественный, новоявленный бизнесмен – богач надменно удаляется на иностранной вылизанной машине вдаль.

Автор вспоминает случай, который произошел в Боготе, столице Колумбии, где много богатых, а еще больше бедных. Один старик зарабатывал здесь тем, что помогал машинам припарковаться в узком горном переулке. Сеньор на дорогостоящей машине попытался уехать, не заплатив старику. Разъяренные колумбийцы, свидетели этого происшествия, выскочили из своих автомобилей и, избив наглеца, заставили его крепко раскошелиться. При этом старик защищал своего обидчика от толпы и, утирая слезы, объяснял, что он не любит скандалы.

Художественные средства

Антитеза в композиции рассказа (противопоставление Колумбии и России), эпитеты (схлюзившийся сеньор, гомонящие, все больше горячеющие, неистовствующие колумбийцы), просторечная лексика (кто-то успел ему сунуть в рыло, и потекло из носа сеньора красное мокро), повторы помогают раскрыть главную мысль рассказа, прямо высказанную автором в конце:

Страница 9