Виктор Петрович Астафьев. Вологодский и красноярский периоды творчества (1970–2001) - стр. 6
Однако герой живет по пословице (эпиграф) не только в «бездолье» и «безвременье». Его только начинающаяся жизнь уже «вписана» в «долю», которая «во времени живет». Это свет памяти прежней жизни: Деревня, русская добрая печка… бабушка Катерина Петровна, дедушка Илья Евграфович… весна… лохматый Шарик… дядя Левонтий, люди деревенские… Память удерживает доброту и тепло жизни, родовую соединенность людей. Память «приводит» Витю на пирс, где стоят игарские пароходы.
Финал рассказа – пространный вставной эпизод о любимых горожанами пароходах, которые, пережив очередную зиму, начнут трудиться с приходом весны: Ребятня кричала “Ура!”… бабы слезу пустили, мужики успокоены… жизнь шла дальше, шла как надо!
8. «Белое и черное», рассказ
Рассказ написан в 1975 г. Впервые опубликован в журнале «Север». 1975. № 1. Включен в полное собрание сочинений В. П. Астафьева в 15 т. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7).
Семейная история основана на взаимоотношениях мастерового мужика Митряшина и его жены Митряшихи. Место действия рассказа – село Межово. Причиной постоянных семейных ссор является злобный характер жены, и возникает конфликт из-за лисы, которую охотник пощадил. Охотничий пес подружился с лисой, в отместку мужу Митряшиха натравила другого пса на лису, доказав тем самым свое превосходство над мужем.
Далее следует описание бурной общественной деятельности «Митряшихи-артиски». Можно предположить, что из просто работящей женщины она стала лидером, которому новая власть дала возможность своеобразной самореализации. Судьба возвращает женщину на круги своя: к домашней работе, к роли жены. Муж уходит на фронт, посылает письма, над которыми ревьмя ревела Митряшиха, и чем дальше, тем слезнее просила она… не звать ее артисткой.
В заключение этой истории автор перечисляет знаменитых выходцев из деревни Межово, и по иронии судьбы в этом ряду оказывается и «Митряшиха-артистка».
9. «Беседы о жизни», очерк
В полном собрании сочинений В. П. Астафьева в 15 т. текст помещен в 12-м томе, внутри раздела «Родной голос», и датирован 1967 г. (Астафьев В. П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1998. Т. 12). Ранее публиковался в составе сборников «Посох памяти» (1980) и «Всему свой час» (1985).