Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви - стр. 2
Слово владыки Николая кратко и просто, но за ним – церковное откровение о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к окружающему миру. Это свидетельство Божией любви к человеку, спасительный ориентир для тех, кто ищет путь к Свету. Это вера святых.
Книгу завершают не публиковавшиеся ранее слова и поучения святителя Николая о Боге, Богопознании и Богослужении, которые замечательно дополняют и углубляют главные темы катехизиса.
Введение
Понятие о христианской вере
Что такое христианская вера?
Христианская вера – это знание важнейших тайн жизни и бытия, дарованное Христом, которое собственными усилиями человек обрести не может, его открывает только вера в Него.
Что это за важнейшие тайны бытия и жизни, истинным знанием о которых владеет только Христос?
Это:
тайна невидимой реальности: существования Бога, Ангелов, человеческой души;
тайна сотворения мира и конца мира;
тайна Промысла Божия, то есть того, что Бог, по Своей премудрости и силе, постоянно ведет человека и человечество к определенной Им цели;
тайна грехопадения человека и его спасения благодаря Боговоплощению;
тайна Царства Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели, то есть отношения человека к самому себе, ближним и к Богу;
тайна воскресения мертвых, последнего Суда и вечной жизни.
Не пытались ли учители иных вероисповеданий, мыслители и философы объяснить эти тайны?
Многие пытались. Однако они упрямо опирались на ограниченные человеческие силы и размышления о природе человека и мира. Оттого все их попытки заканчивались лишь предположениями и созданием различных теорий, часто противоположных одна другой.
В чем же тогда состоит преимущество знания Христа над их знаниями?
В преимуществе Христа как очевидца. Он свидетельствует: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8: 26)… «Я говорю то, что видел у Отца Моего» (Ин. 8: 38). Вероучителям Своего времени Он сказал: «вы от нижних, Я от вышних, вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8: 23). А начальнику иудейскому отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» (Ин. 36 11), а затем: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41). И многое другое говорил Он с авторитетом очевидца всех тайн неба и земли, так что люди удивлялись Его учению, ибо: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7: 46).
Действительно, и в повседневной жизни мы больше верим очевидцу, чем теоретикам и философам. Однако были и другие учители веры, утверждавшие, что приняли свое учение от того или иного ангела. Ангелы тоже очевидцы великих тайн. Как нам относиться к этому?