Размер шрифта
-
+

Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви - стр. 1

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 12-217-1539


© «Никея», 2013


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.



Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную. Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на [email protected]

Спасибо!

Свт. Николай Сербский и его катехизис

Творчество «Сербского Златоуста» – святителя Николая (Велимировича, 1880–1956) русский читатель давно знает и любит. Глубина богословского созерцания, выразительный поэтичный язык делают произведения владыки настоящими жемчужинами православной книжности.

В настоящем издании вниманию читателя предлагается произведение, которое владыка Николай назвал «Вера святых». По жанру это катехизис, где в форме вопросов и ответов изложено учение Православной Церкви. Название книги подчеркивает, что владыка Николай не говорит ничего собственно своего, что написанное им не плод его личного творчества, но, по слову апостола, «вера, однажды преданная святым» (Иуд. 1:3), та «вера Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы» (прп. Иоанн Дамаскин).

Что дало святителю Николаю право на такое дерзновение? Конечно, не в последнюю очередь его фундаментальное образование: за плечами у этого выходца из небогатой крестьянской семьи были университеты Швейцарии и Германии, философский факультет Оксфорда, две докторские диссертации, Петербургская Духовная академия.

Но все же главным было образование евангельское – личная святость, которая наделила святителя такими познаниями, которых невозможно приобрести ни на каких факультетах. На собственном опыте, в пекле «огненных искушений» (1 Пет. 4:12) владыка Николай испытал возрождающую и обновляющую силу христианства, ощутил преемство со святыми и поэтому по-апостольски свидетельствовал о том, «что мы слышали, что видели своими очами, что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1).

Жизнь сербского святителя проходила на фоне грандиозных катаклизмов XX в.: как полковой священник он находился на полях сражений Первой мировой войны, и уже тогда его духовному взору открывалась неизбежность для человечества, отходящего от Бога, войны следующей. Его прозвали «третьей армией» Сербии в Америке и Англии, куда он был направлен для развенчания выскомерно-шовинистических взглядов на сербский народ и его освободительную борьбу. В 30-е годы благодаря подвижнической деятельности епископа Николая Сербия пережила настоящее духовное пробуждение. Духовная сила владыки была такова, что перед нападением на Югославию Гитлер включил его в список подлежащих уничтожению вождей сербского народа. Владыку Николая не уничтожили, опасаясь подъема сербского освободительного движения, однако концлагеря Дахау он не избежал. После прихода к власти в Югославии коммунистов Господь возвел святителя Николая на высшую степень христианского блаженства: он, приняв поношение за имя Христово, был изгнан из страны правды ради (см.: Мф. 5: 10–11) и скончался в русском монастыре, в Америке.

В этом круговороте жизни владыка стяжал глубочайшее знание души человеческой, богатый опыт пастыря-миссионера, поэтому его творчество отвечает самым насущным запросам современного человека. Это особенно важно для катехизиса, поскольку актуальность и ценность произведений этого жанра во многом зависит от выбора вопросов, ответы на которые объясняют учение Церкви, и то, как это учение применить к жизни современного человека. При таком подходе догматика не остается отвлеченным знанием, но пишется Духом на скрижалях сердца (см.: 2 Кор. 3: 3), созидая основания для творческого христианского решения жизненных задач.

Страница 1