Ведическая теология. Вишну-Пурана (перевод А. Г. Виноградова) - стр. 9
Ом! Слава Васудеве [1]. – Да будет тебе победа, Пундарикакша (Pundarikaksha) поклонение тебе, Вишвабхавана (Viswabhavana) слава тебе, Хришикеша, Махапуруша и Пурваджа (Hrishikes’a, Mahapurusha, Purvaja) [2]. Пусть этот Вишну, существующий, нетленный, Брахма, который есть Ишвара (Is’wara) [3], который есть дух [4]; кто с тремя качествами [5] является причиной творения, сохранения и разрушения; кто является родителем природы, разума и других составляющих Вселенной [6]; будь для нас подателем понимания, богатства и окончательного освобождения. Поклоняясь Вишну [7], владыке всего, и выражая почтение Брахме и остальным [8]; приветствуя также духовного наставника [9]; Я расскажу Пурану, равную по святости Ведам. Майтрейя (Maitreya) [10], почтительно приветствовав его, так обратился к Парашаре (Paras’ara), превосходному мудрецу, внуку Васиштхи (Vas’ishtha), сведущему в традиционной истории и Пуранах; кто был знаком с Ведами и зависимыми от них отраслями науки; и опытный в области права и философии; и кто совершил утренние обряды поклонения.
Майтрейя сказал: «Мастер! Ты научил меня всем Ведам, институтам права и священной науки: по твоей милости другие люди, даже если они мои враги, не могут обвинить меня в нерадивости в приобретении знания. Я теперь желаю, о ты, кто глубок в благочестии! услышать от тебя, каким был этот мир и каким он будет в будущем? Какова его сущность, о Брахман, и откуда произошло одушевленное и неодушевленное? во что он растворился и в чем снова произойдет его растворение? Как проявлялись стихии? откуда произошли боги и другие существа? Каково положение и протяженность океанов и гор, земли, солнца и планет? Каковы семьи богов и других, Мену (Menus), периоды, называемые манвантарами, те, которые называются кальпами, и их подразделения, и четыре века: события, которые происходят в конце кальпы, и окончания нескольких веков [11]: истории, о великий Муни, богов, мудрецов и царей; и как Веды были разделены на ответвления (или школы) после того, как они были устроены Вьясой: обязанности брахманов и других племен, а также тех, кто проходит через различные уклады жизни? Все это я хочу услышать от тебя, внук Васиштхи. Наклони свои мысли благосклонно ко мне, чтобы я мог, благодаря твоей милости, быть в курсе всего, что я желаю знать.
Парашара ответил: «Хорошо спросил, благочестивый Майтрейя». Вы вспоминаете мне то, что было издревле рассказано отцом моего отца, Васиштхой. Я слышал, что мой отец был съеден ракшасом, нанятым Вишвамитрой (Viswamitra): меня охватил неистовый гнев, и я начал жертвоприношение для уничтожения ракшасов: сотни из них были обращены в пепел обрядом, когда, когда они были почти полностью истреблены, мой дед Васиштха так сказал мне: Довольно, дитя мое; да утихнет твой гнев: ракшасы невиновны: смерть твоего отца была делом судьбы. Гнев – страсть глупцов; от этого не становятся мудрецом. Кем, можно спросить, кто-нибудь убит? Каждый человек пожинает плоды своих поступков. Гнев, сын мой, есть разрушение всего, что человек обретает тяжелыми усилиями, славой и благочестивым аскезом; и препятствует достижению небес или освобождению. Главные мудрецы всегда избегают гнева: Главные мудрецы всегда избегают гнева: он не твой, мой ребенок, подверженный его влиянию. Пусть больше не будут поглощены эти безобидные духи тьмы. Милосердие есть сила праведника [12].