Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 50

Святитель Иоанн Златоуст толкует: «Сказав непорочен, апостол назвал всякую добродетель. Таким образом, если кто сознает себя виновным в каком-нибудь преступлении, то он нехорошо желает, желая такого звания, от которого он удалил себя поступками…. В самом деле, почему никто не сказал об апостолах [из их врагов], что они прелюбодеи, нечестивцы, корыстолюбцы, но – обманщики (2 Кор. 6, 8), что относилось к одной только проповеди? Не потому ли что вели жизнь безукоризненную?».

И сам Павел не избежал клеветы доносчиков, но при этом в вере и жизни своей всегда оставался чистым и непорочным. Потому теперь и заботился о том, чтобы предстоятель священства был таков же, являя пример праведной и богоугодной деятельности, поскольку все подчиненные как бы сообразуются с жизнью своего начальника, стараясь в добродетели быть похожими на него, как он – на Бога.

Во времена апостола Павла, как мы уже отметили, епископами могли быть и женатые люди. От того в Апостольском чтении этого дня дано законоположение об узах брака, относящееся сегодня ко всем не монашествующим священнослужителям.

Но возможно и символическое толкование слов апостола Павла, в котором благочестивый дом верного мужа одной жены символизирует истинный Дом Божий, Святую Церковь Христову, пребывающую в благости добрых отношений всех членов ее.

Именно муж одной жены непорочен и являет свое целомудрие, подлинную верность.

Святитель Кирилл Александрийский писал: «Однобрачные да не презирают вступивших во второй брак: доброе поистине и удивительное дело – воздержание, впрочем, извинительно вступление и во второй брак, чтобы слабые не любодействовали».

Тот, кто по воле жизненных обстоятельств, став вдовцом, вступает во второй брак, не имеет никакой скверны перед Богом, но лишается права и чести священства.

По мнению апостола Павла, священнослужитель ничем не должен смущать других людей, вводить в греховный соблазн малодушных и нестойких в исповедании имени Божиего, ибо на него непрестанно устремлены людские взоры, ищущие в духовном наставнике пример для подражания и укрепления своей веры.

Павел призывает избегать всего опьяняющего и помрачающего ум, во всем соблюдать должную меру. Не быть бийцей. Имеется в виду не только тот, кто ближних бьет физически (это вообще непозволительно, особенно для пастырей или будущих пастырей), но и тот, кто действиями своими избивает и унижает человеческую душу, кто, смущая совесть собратьев во Христе, жестоко и неправедно, без любви и жалости, обличает, вместо того чтоб наставить.

Легко уязвить совесть слабых, но трудно укрепить их в вере, благости и благочестии. А к этому все епископы Церкви Христовой Самим Господом призваны. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Исправлять грешника нужно не насилием, а убеждением… так как Бог награждает тех, которые воздерживаются от пороков по доброй воле, а не по принуждению». А святитель Иоанн Златоуст говорил: «Заботящийся о душах должен быть настолько великодушным, чтобы не только не увеличивать их уныния укорами, но, по возможности, облегчить их состояние утешением».

Страница 50