Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 27
В связи с этим святитель Иоанн Златоуст говорит: «Итак, кто же будет надлежащим образом исполнять его (закон)? Тот, кто знает, что он не имеет в нем нужды. Кто достиг такого нравственного совершенства, что исполняет закон не ради страха пред ним, а ради одной добродетели, тот праведно и непреткновенно исполняет его, то есть, когда кто-либо исполняет его как человек, который не боится его, а скорее, с неодобрением обращает взор свой на положенные в нем наставления».
Заповеди Евангельские легки и добры к нам, если мы их законно употребляем и исполняем. Закон же был основан на страхе: мало кто из древних людей исполнял его по любви… Разве только некоторые из праведников… Но ведь Бог никогда не стал бы повелевать и заповедовать людям невозможного и противного человеческому естеству, сотворенному добрым.
И если в сердце человека обитает пламенная и самоотверженная любовь к Богу, то ему становится не нужным никакой, даже самый важный закон, потому что по любви мы всегда действуем праведно. Благодаря этой любви, и иго Христово легко и необременительно, а сама любовь – и счастье и духовная наша радость. Не то, что прежнее тяжкое бремя ветхозаветного законодательства.
Праведность и пребывание в вере Христовой избираются нами не насильно, но добровольно, по любви к Богу и ближним. Прежние же заповеди, данные человеку ветхому, подзаконному как обязательные, не к праведнику были обращены, но к грешнику, чтобы укротить его недостойное поведение. Такое состояние угождения Богу именуется рабским, а потому несовершенным. Хотя оно несомненно лучше, чем просто беззаконие и безбожие.
Истинный же праведник, познавший Христа и признавший Его Господом, не станет поступать неугодно Богу не из страха Божия, но из любви к Нему, из нежелания огорчить возлюбленного своего Спасителя. Такой человек уже ведет себя как сын, а не как раб.
Если же отвлечься от тематики ветхозаветного закона, то все же нельзя сказать, что христианам закон не писан, как говорится, но истинная любовь заключает в себе и закон Божий, и апостольские установления, и канонические правила церковной жизни, которым неизменно следует наше искреннее и пламенное благочестие, вдохновляемое благодатью свыше. Ведь и сама Церковь Божия не должна быть запятнана теми беззакониями, которые в слове апостольском сегодня перечислялись, потому что Святая Церковь Христова водима не законом, но – Духом Божиим.