Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 116
Но, с другой стороны, у того же Златоуста можно найти и резкую критику богатства, впрочем, не за само богатство, а за тот эффект, который оно производит на обладающих им: «Оно душу делает гнусной, – а что бесчестнее этого? Если же богатство поступает так с душой, какое же оно добро? Но власть его тяжелее болезни». «Подлинно, богатство делает [людей] безумными и бешеными. Если бы у них была такая власть, они пожелали бы, чтобы и земля была золотая, и стены золотые, а пожалуй, чтобы и небо и воздух были из золота. Какое сумасшествие!».
Итак, в чем же опасность богатства? Обладание богатством способно привести к ложному мнению о собственном превосходстве, внушить высокомерие, при котором трудно сохранить смиренномудрие, осознание не своего, а Божиего участия в приобретении земных благ.
Но блажен тот, кто, обладая вещественными сокровищами, не высоко их ставит, дабы не утратить главное приобретение – Господа нашего Иисуса Христа.
Видимое богатство внешнего мира служит нам для добра или зла, в зависимости от нашего отношения, сообразно осуществляемым желаниям и свободному выбору. Богатство в равной степени может и погубить, и спасти. Губит оно в тщеславии и гордости, в страсти наживы и обогащения, в сребролюбии, в ненасытности греховных желаний. Гордость и высокомерие, утрированное самомнение способны ослабить душу богатого человека изнутри, искусить на злые намерения. Гордость, как вредный червь, подтачивает все доброе, обращает в прах благое и правильное. Вот почему апостол Павел призывает увещевать людей богатых, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живаго.
Спасает богатство – как источник и возможность иметь больше досуга, не занимаясь постоянным добыванием средств на хлеб насущный для себя и своей семьи, но чтобы творить добрые и милосердные дела, помогать ближним и через это ревностно служить Богу. Но это происходит лишь тогда, когда мы понимаем, что нет у нас ничего своего, кроме того, что усвоено сердцем, принято верой и сроднилось с нашей душой, чего никто и никогда не сможет у нас отнять.
Только Бог в изобилии подает нам все, что необходимо, что гораздо нужнее материальных благ, любых сокровищ мира. Можно существовать, довольствуясь малым, не имея больших денег, но как, скажите, прожить без воздуха, солнца и воды? Ведь и богатый и бедный наслаждаются солнечными лучами в равной степени. Нельзя утверждать, что богатый человек имеет возможность вдыхать больше воздуха, чем бедный. Бог, по величайшей Своей милости, благодетельствует всех людей невзирая на лица или общественное положение!