Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 85
не для других людей, желая им блага, но всего лишь для возвеличивания себя. Они поедали домы вдов, беря за свою молитву большие деньги, наживаясь на чужом горе. Они наполняли чрево свое не от имущества богатых людей, а от скудного достатка несчастных вдов. Однако такое поведение, как говорит Господь, достойно большого осуждения, которое примут вожди иудейские не от людей, но от Бога в День Судный и поплатятся за все свои злодеяния.
Не стыдясь собственного стяжательства, фарисеи, прикрывая свои злые дела, лицемерно принимали образ благочестия. Но почему же Создатель не лишил лицемеров их такого высокого положения, почему Он терпел все их выходки?
Обличения их еще нужны были для того, чтобы народ иудейский не обольщался, не соблазнялся о них и не увлекался ложным подражанием.
Господь говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Вожди иудейские налагали на людей неудобоносимые бремена. Самое страшное, что они, проповедуя учение, вещая о Боге, на самом деле были только лжеучителями, утверждающими в сознании людей догматы, противоположные Божественной истине, и тем самым увлекающими учеников своих в погибель. Святитель Иоанн Златоуст говорил по этому поводу: «Если дело учителя – спасать погибающего, то губить желающего спастись – дело губителя».
Фарисеи и книжники обходили море и сушу не для просвещения народа в деле спасения, а для собственной выгоды: для прибылей, для достижения авторитета; одним словом, для обретения земного величия. Все это они делали под видом святости, этою видимостью искушая и соблазняя тех немногих, коих обратили. Потому что нет ничего гибельнее для ученика, чем пример порочного учителя. Такой ученик может и не остановиться на «достигнутом его учителем», но, вдохновленный тлетворным примером, пойдет по пути беззакония еще дальше… И может быть, даже превзойдет степень развращения своего же учителя.
У вождей иудейских все было не так, как должно. Они почитали человеческие правила, но выражали явное презрение к традиции своих же древних пророков – искали почестей у людей, но отвергали то, что действительно было значительно и почетно. Потому-то Спаситель далее и говорит: Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото, или храм, освящающий золото? Так же: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.