Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 80

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Апостол повелевает не только освободить его от наказания, но и возводит виновного в прежнее состояние».

По милости и снисхождению христиан Коринфа собрат этот получает прощение, а по величайшей Божией милости – отпущение столь скверного греха.

Не должен быть поглощен чрезмерной печалью тот, кто кается от всего сердца и уповает на милость Господа, поскольку Божественная любовь всегда выступает против отчаяния. Через любовь согрешивший узнает, что он прощен и людьми, и Богом. И потому, – пишет апостол Павел, – прошу вас оказать ему любовь.

Апостол уже не повелевает, а смиренно просит, выступая защитником пред другими последователями Христа, чтобы они не отвергли, но укрепили согрешившего брата своей любовью, поддержали в его желании исправиться, приняли в свое общество, в полноту христианского общения. В этом должно было выразиться послушание христиан Коринфа, возлюбленных духовных чад Павла: Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

Было время, когда апостол Павел повелевал изгнать блудника и кровосмесника из их среды, показывая, какая опасность грозила всей общине, ибо малая закваска квасит все тесто (1 Кор. 5, 6). Но увидел, что грешник исправился, искренне раскаялся и повинился перед Богом, что Господь его простил… Значит, теперь черед людей, собратьев во Христе, оказать ему милость и сострадание.

Павел хочет, чтобы в его отношениях с духовными чадами была полная гармония, потому он далее пишет: А кого вы в сем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.

То, что апостол повелевает совершать другим, он делает и сам.

Его проницательность, конечно, не идет ни в какое сравнение с чувствами христиан Коринфа. Там, где они еще сомневаются в решении – простить или не простить, – апостол призывает оказать наибольшее милосердие и человеколюбие к этому согрешившему человеку. Павел знает, насколько тот тяжко страдает от собственного греха, и побуждает проявить горячее расположение к нему.

Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Видишь, как апостол опять отводит себе второе место, а их ставит на первое, показывая, что он следует за ними? Он делает это для того, чтобы смягчить ожесточенные души и преклонить грубые сердца. Затем, чтобы они не подумали, что все дело предоставлено их власти, и не упорствовали в непрощении, он опять побуждает их к этому, говоря, что и сам он даровал ему прощение».

Тот, кто оплакивает свое преступление, достоин сострадания и восстановления. Лишенный любви Церкви, он уже изнемог от горести и всеобщего презрения. Он уже претерпел страшное наказание изгнания… Однако христианское человеколюбие не позволяет доводить человека до отчаяния, играть на руку врагу рода человеческого, который только и ждет повода, чтобы отринуть грешника от всего святого, заставить искать утешение и наслаждение в соблазнах суетного мира. Нельзя лишать человека надежды на спасение, даже если он проявил себя худшим грешником. Покаянием всегда можно очиститься от всякой скверны, восстановиться в глазах собратьев во Христе и Самого Бога. Надо научиться прощать и не осуждать, чтобы, по словам апостола Павла,

Страница 80