Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 79
Как духовный наставник, апостол Павел не мог равнодушно смотреть на негативные явления в Коринфской христианской общине. Естественно, он обличал беззакония и наставлял своих чад во Христе в том, как должно себя вести. Но это не значило, что апостол оставался равнодушным, назидая и порицая согрешающих. Павел активно сострадал всем согрешающим, огорчался за них, еще в большей мере угнетаясь от прегрешений своих духовных детей, потому и упреки его были адресованы не только им, но самому себе в том, что допустил подобные отклонения. Порицал же апостол не для того, чтобы огорчить или сделать словом своим больно, но – чтобы показать коринфянам огромную любовь и искренность сопереживания; оскорбления же появляются там, где нет соболезнования и сочувствия. А Павел от всей души желал исправления для тех, в ком видел противные Богу действия, болея за грешников и душой, и сердцем.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Что может быть любвеобильнее этой души? Этими словами апостол показывает, что он скорбел не только не менее, но, напротив, даже гораздо более самих согрешивших».
Сам апостол пишет: Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас.
Заблуждения некоторых сказываются на многих, потому что христианские отношения строятся на любви, взаимопонимании, сострадании и сопереживании.
Это – идеал, к которому должно стремиться и всем нам, братья и сестры, относясь друг к другу не просто хорошо, но богоугодно, то есть с искренней любовью, с терпением и милосердием, с пониманием и участием.
В одном конкретном случае речь зашла о человеке, впадшем в страшный грех блуда и кровосмешения. Многие вознегодовали и возмутились, ибо этот единичный факт, вопиющий сам по себе, опечалил и огорчил всю христианскую общину. Но апостол призывает умерить гнев, поступив с согрешившим по любви, потому что для такого довольно сего наказания от многих.
Грешник и так уже много претерпел за свое поведение – все отвратились от него, он стал противен и себе, и людям. Но правдой является и то, что человеку легче расставаться со своим грехом, если ему помогут восстановиться собратья во Христе. Если они окружат согрешившего не только совместным порицанием, но и общим сочувствием, поддержкой. Верой в его желание победить грех с помощью Божией и по молитвам сострадающих ближних. Потому апостол Павел призывает: так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
Очевидно, что этот человек уже полностью раскаялся в своем грехе и очень горюет по поводу своего отлучения от Церкви Христовой.