Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 62
Семье верующих надлежит стать малой Церковью. Но в ней должна царить не «демократия», когда все предоставлены самим себе и живут как хотят, а определенный порядок. И порядок этот указан апостолом. Главой семьи должен быть муж. На него возлагается большая часть ответственности за семью. Хотя это и не означает ни тени «тирании» и насильственного доминирования мужа в семье. Муж должен быть и духовным главой семьи, а для этого ему самому нужно стремиться к христианскому совершенству, а уж затем учить и направлять по мере своих скромных сил и остальных членов семьи. Как писал во II веке священномученик Поликарп Смирнский, обращаясь к мужьям: «вооружимся оружиями правды и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием». Конечно же, мужу в этом помогает Сам Бог, если муж обращается к Нему в молитве за помощью, и также желателен священник-духовник, духовно и молитвенно окормляющий всю семью на пути спасения и христианской жизни.
Далее апостол Павел подобное же говорит и о детях, являющихся плодом любви и верности родителей: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6, 1).
Мы обязаны подчиняться в Боге тем, кто дал нам рождение, произвел нас на свет. Но после Создателя благоговейное чувство благодарности и любви – нашим физическим родителям, людям, родившим и взрастившим нас.
В связи с этим апостол Павел выстраивает правильную иерархию отношений внутри семьи: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11, 3). Над мужем и над всеми прочими господствует Бог. Над женой господствует муж, а над детьми – родители, оба вместе, и отец, и мать. Если родители верны заповедям Господним, то в этих заповедях и в вере они сумеют вырастить и детей своих. Христианское взаимопонимание и любовь сделают отношения совершенными, без ссор и взаимных упреков.
Но, имея власть над чадами, родители должны вести себя как подобает людям верующим, не побуждая детей ни к чему непристойному, неугодному Богу. Если же такое случится, то родитель совершает огромный грех, совращая более слабых и немощных. Но так может вести себя только человек, не знающий Бога.
Поэтому апостол Павел призывает строить все семейные отношения, в том числе между родителями и детьми, в Господе, то есть – по заповедям Божиим, и так, как угодно Богу.