Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 64
И дальше апостол Павел переходит к обязанностям родителей, которые должны хорошо, по-христиански относиться к своим детям, поступать с ними по любви, а не равнодушно и по злому проявлению эгоистической воли: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Обратим внимание, апостол здесь ничего не говорит о любви. Родители и так по природе любят своих детей, не могут не любить, излишне было бы полагать это чувство в качестве непреложного закона. Здесь говорится о правильном отношении к детям. Но как нередко родители даже и этого – природного отношения не имеют в достаточной степени!
Святитель Иоанн Златоуст поясняет данные строки апостола, имея в виду родительскую тиранию: «Не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными».
И напротив, самое главное в отношениях родителей и детей – воспитание чад в учении и наставлении Господнем. И это всецело зависит от супругов, от их обращенности к Богу и жизни в Церкви. Духовное воспитание значит гораздо больше, чем воспитание физическое или плотское. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? – с детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним».
Конечно же, светские науки – это хорошо, но прежде всего человеку нужны знания духовные – знания о Боге. Нет ничего выше познания этого! Истинно просвещен не тот человек, который изучил все науки, но тот, в котором есть вера, кто просвещен от Бога. Еще святитель Василий Великий говорил: «Телу невозможно жить без дыхания, а душе невозможно существовать, не зная Творца».
Величие естества Божия не ограничивается никакими пределами и мерами. Восходя умом к Горнему в вере нашей, мы всегда движемся вперед, ибо всякое совершенство познания, достижимое для естества человеческого, вызывает желание еще более глубокого познания Бога. Но невозможно вполне постичь Божественный Промысл и уж тем более – Бога как Он есть.
Познание Бога дается нам по Его милости и ровно настолько, сколько мы можем в духовном плане вместить. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мать может дать хлеба ребенку, питающемуся грудным молоком, но ребенок не может съесть его, так и Бог мог бы предложить нам высшую и сверхъестественную мудрость, но мы не можем ее принять».
А святитель Григорий Богослов пишет: «Божество непостижимо для человеческой мысли, и мы не можем представить Его во всей полноте».