Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 65

Чтобы познать Бога, необходимо откровение свыше. Поэтому святитель Тихон Задонский подчеркивает: «Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем. Слеп и темен наш разум, нуждается в просвещении от Самого Того, Который из тьмы производит свет».

Воспитание детей в учении и наставлении Господнем и есть то самое важное дело, к исполнению которого каждая христианская семья должна стремиться, потому что родители в таком случае обеспечивают детям не только физическую жизнь, но что важнее всего – жизнь вечную, духовную.

Далее апостол Павел обращается с духовными наставлениями к рабам-христианам, то есть людям, по плоти зависящим от имеющих власть над ними, чаще всего выполняющим в семьях роль слуг: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. В то время в римском обществе был еще весьма развит институт рабовладения. И рабы также (и зачастую вместе со своими хозяевами) становились христианами.

В человеческом обществе отношения между верующими людьми должны строиться на основе справедливости и смирения. Отсюда и призыв относиться к господам со страхом и трепетом. Между подчиненными и власть имущими тоже должна царить гармония взаимопонимания и любви.

Тело Церкви Христовой, по слову блаженного Феодорита Кирского, включает в себя людей самого разного социального происхождения и положения: «и мужей и жен, и отцов и детей, и рабов и господ, и богатых и бедных, и начальников и подначальных». В благоустройство христианской семьи и состав дома вносят свой вклад не только муж, жена и дети, но и служащие им люди, питающие отношения своими талантами и добродетелями. Как и в Церкви вообще.

Поэтому апостол Павел не оставляет без внимания отношения людей в обществе. Христианин должен стараться жить для Бога и ближних своих, делая все не только для своего спасения, но и для окружающих людей, потому что служение Богу осуществляем мы через ближних, ибо каждый получит от Господа по мере добра. Значит, какое бы положение в обществе мы ни занимали, важно поступать по достоинству и любви, не скорбя о низшей доле, не кичась высшими достижениями, но во всем служа Единому Богу. Ведь рабство по имени и господство по плоти – явления временные и проходящие, перед Богом же все люди равны. А в Царстве Небесном, в будущем веке таких отношений между людьми, как раб – хозяин, слуга – господин, не будет, потому что не будет нужд плоти, ради которых и возникло рабство. Блаженный Феодорит Кирский писал: «Апостол показал, что рабство и господство ограничиваются настоящей жизнью; по отшествии же отсюда будет уже разница не между рабством и господством, но между добродетелью и пороком».

Страница 65