Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 46

Но более того – мы вступаем в особые родственные отношения со Христом – духовные. Исполняя во Христе Божию волю, закон Христов (Гал. 6, 2), мы становимся и духовными братьями Христа, а это даже выше, чем быть просто братьями по плоти. Вспомним, как Христос, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 49–50). Но в чем основание сего великого таинства? Как единодушно изрекли многие святые отцы Церкви – в том, что Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, чтобы человечество, увязшее в болоте греха, в которое оно себя загнало добровольно по внушению диавола, вознести на такую высоту, которой не знал даже первый Адам. Недаром преподобный Ефрем Сирин говорит: «Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни для всех мертвых».

Эти слова должно понимать как в переносном, так и в буквальном смысле. Ибо Сын Божий дает всем верным надежду будущего Воскресения и вечной жизни и одновременно возрождает к жизни духовно почивших людей, пребывающих в смерти духовной, чьи души поражены греховными соблазнами мира и не ведают Бога.

И все это делается возможным, потому что Сын Божий в Воплощении и Своей земной жизни становится Вторым Адамом. Святитель Василий Великий писал: «Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Станем богатыми в Нем, ибо и Он стал человеком для нас, Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу. Он снизошел, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить». И вот Этому – Второму Адаму мы, как и Он по Своей человеческой природе, становимся братьями. А Он к тому же еще и усыновляет нас Богу Отцу. Недаром мы получаем возможность именно во Христе обращаться в молитве «Отче наш» к Богу как Отцу. Да, через Господа нашего Иисуса Христа, мы удостоены величайшей милости и благодати – усыновлены Богу и вступаем с Сыном Божиим в теснейшее единение посредством Таинства Причащения. Мы становимся через вкушение Его Плоти и Крови – сотелесными и единокровными братьями Ему! Какое единство еще может быть ближе и теснее?

Но мы сами обязаны поддерживать это усыновление и Богоединение всей своей жизнью, делами любви и милосердия, непрестанным уподоблением Христу.

Поэтому мы обязаны хранить верность Богу и уподобляться Господу нашему, насколько это возможно для естества человеческого. Все необходимое у нас для этого есть. Надо только самим постараться построить жизнь свою праведно, не прельщаясь греховными соблазнами и искушениями. А здесь многое уже зависит от нас самих, ибо Бог насильно никого не спасает. Но где нам брать пример для подражания в этой спасительной жизни? Прежде всего, таким примером нам будет Сам Господь Иисус Христос в Своей земной жизни, а затем святые и праведные люди, ставшие таковыми потому, что подражали Христу. Взирая на Господа нашего Иисуса Христа, станем иметь примером всякое слово и дело Божественного Учителя. Вспомним, как преподобный Иоанн Лествичник писал: «Христианин есть тот, кто, насколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями». Апостол Иоанн Богослов утверждал, что верующие во всем должны следовать примеру Господа:

Страница 46