Василий Суриков – великий сын земли сибирской - стр. 2
Василий Иванович Суриков родился и вырос в Сибири, в краю, население которого гордо именовало себя сибиряками – особым, отличным от «рассейских лапотонов», народом. Парадокс заключался в том, что Сибирь во времена Сурикова была сохранена более русской, чем европейская часть России. Здесь в первозданности, не тронутой изменениями, происходившими под влиянием внутренних исторических и культурных реформ в России, сохранились те основы национального бытия и мировоззрения, которые составляют культурный архетип русского народа.
Сибирь почти не затронуло страшное иго крепостничества. Петровские реформы, ломавшие привычные для русских людей культурные традиции, доходили сюда лишь слабым отдаленным эхом.
Сибирь была заповедным краем, где в народе сохранились, как точно подметил художник, «типичные черты, давно стершиеся с него по сю сторону Урала». В Сибири дух свободы способствовал развитию человеческого достоинства и активности личности, поднимая ее на нравственную высоту, которая была невозможна в условиях многовекового крепостного рабства, господствовавшего тогда в России. Независимость, чувство собственного достоинства, цельность – чуждая каких-либо комплексов и раздвоенности, неуемная жизненная энергия сибиряков вызывали глубокое уважение художника.
Суриков с юности и до последних дней жизни оставался независимым, не склонявшимся ни перед сильными мира сего, ни перед идейными или художественными догматами того времени. Он всегда шел своим путем, отвергая любые попытки изменить направление его творчества в русло социально-политических идей передвижничества или в угоду модным вкусам скороспелых меценатов.
Современники единодушно воспринимали его как самобытную личность, не поддающуюся нивелирующему влиянию окружающей среды: «несокрушимый сибирский гранит». Не случайно центральной темой его творчества становятся события XVII–XVIII веков, явившиеся поворотными в русской истории. В своих исторических полотнах «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» интуицией гения Суриков раскрыл именно те болевые точки русской истории, когда совершался насильственный разрыв с предшествующим развитием, была нарушена органическая связь прошлого и настоящего. Произошедший раскол во власти, в церковной жизни, разрыв между культурной элитой и народом Суриков осознавал как первопричину прошлых, настоящих и будущих катастроф российского общества. По почти мистическому совпадению «Утро стрелецкой казни» было выставлено в феврале 1881 года, а «Боярыня» в феврале 1887 года, накануне двух покушений на Александра II и Александра III. Эти события стали лишь прологом к еще более трагическим потрясениям начала XX века. Суриков явился не только провидцем прошлого в своих фантастических снах, но и пророком будущего.