Размер шрифта
-
+

Василий Суриков – великий сын земли сибирской - стр. 1


Составители:

Быконя Геннадий Федорович

Кирюшин Юрий Алексеевич

Куклинский Илья Владимирович

Федорова Вера Ивановна



Руководитель проекта, составление, макет

Кирюшин Ю.А.


Вступительная статья

Федорова В.И., доктор исторических наук, профессор Авторы текста

Быконя Г.Ф., доктор исторических наук, почетный профессор КГПУ им. В.П. Астафьева (гл. I, II, III)

Куклинский И.В., зам. директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея (гл. VI, VII)


Рецензент

Паштов Г.С., народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор Красноярского государственного художественного института



Издательство «РАСТР» благодарит Красноярский краевой краеведческий музей и лично В.М. Ярошевскую, директора музея; историко-культурный, мемориальный музей – заповедник «Киммерия М.А. Волошина» и лично Н.М. Мирошниченко, заведующую домом-музеем, издательский дом «Суриков» и лично Я. Л. Логинова за предоставленный для этой книги материал.

При подготовке книги использованы материалы из архивов и фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), г. Москва; Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург;

Государственного архива Красноярского края (ГАКК), г. Красноярск;

Российской государственной публичной библиотеки (РГБ), г. Москва;

Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ);

Красноярского художественного музея имени В.П. Сурикова;

Музея-усадьбы В.П. Сурикова;

Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.

В книге использованы материалы для биографии В.П. Сурикова, опубликованные М.А. Волошиным в журнале «Аполлон» в 1916 году.

Публикуются подлинные фотографии, сделанные в красноярских фотоателье Кеппель и Лухтанской, а также в московских и петербургских фотоателье Фишера, Асикритова, Панова, Шерер, Набгольц и Кº и других.


© Быконя Г.Ф., Куклинский И.В., Федорова В.И., текст, 2018

© Кирюшин Ю.А., макет, 2018

© Издательство «РАСТР», 2018

Василий Иванович Суриков – великий сын земли сибирской

В Сибири народ другой, чем в России:
вольный, смелый, и край-то какой у нас.
Сибирь западная – плоская, а за Енисеем
у нас уже горы начинаются: к югу тайга,
а к северу холмы, глинистые – розово-красные.
И Красноярск – отсюда имя; про нас говорят:
«Краснояры сердцем яры».
В.И. Суриков

В 2018 году отмечается 170-летний юбилей великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Для красноярцев это событие особенно значимо. Василий Иванович – наш выдающийся земляк, прославивший Сибирь и Красноярск. Для русского человека имя Сурикова в живописи, как и Пушкина в литературе, имеет особенное – духовное значение. Этим гениям русского народа знание было даровано свыше, чтобы явить о нас миру. Выдающиеся биографы, исследователи творчества В.И. Сурикова утверждают, что художнику, создавшему грандиозные монументальные полотна на ключевые темы истории России, удалось увидеть неповторимый исторический образ русской души во всей ее непостижимости, взлетах и падениях.

В.И. Сурикова волновали важнейшие события, деяния и характеры выдающихся личностей в российской истории и прежде всего сам человек. Тайна суриковского творчества, по мнению М. А Волошина, заключалась в том, что «он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей».

Другой современник Сурикова и его собрат по творчеству – К. Е. Маковский писал о нем: «Художник понял в этой «душе племени» демоническую основу: трагизм острых контрастов, смесь варварства, буйной «татарщины» с экстазом моральных «надрывов» и религиозного отречения, до византийской эпической силы с робостью церковно-бытового смирения, смесь жестокости, юродства, разгула, подвижничества, душевной муки, любви. Суриков не столько бытовой художник, сколько психолог, заглянувший «по ту сторону» обычной психологии и увидевший мистические бездны там, где прежде видели только быт».

Естественно, возникает вопрос: откуда же идут корни этого мистического знания у художника?

Страница 1