Размер шрифта
-
+

Василий Суриков – великий сын земли сибирской - стр. 4

С документальной точностью восстанавливаются образы окружавших будущего художника родных, товарищей по училищу, учителей, общая атмосфера жизни Красноярска тех лет, оказавшая большое влияние на юного художника.

Пятая глава посвящена восхождению Сурикова на вершины творчества, исследованию важнейших вех его художественной деятельности, и прежде всего влияния родной Сибири на формирование творческих замыслов. Крупным планом дается материал о пребывании Сурикова в Красноярске, дружеских и творческих связях с земляками.

Основные этапы жизни Сурикова прослеживаются в текстах писем самого художника, переписке его родных и друзей, которые лучше всякого биографа передают атмосферу времени и живой пульс событий. Они дополнены иллюстрациями фотографий, хранящихся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея, где находится уникальная коллекция материалов о семье Суриковых.

Коллекция фотоизображений начала формироваться сразу после смерти художника. От родных и друзей Суриковых в музей стали поступать фотографии, личные вещи, памятные знаки, связанные с его жизнью в Красноярске, Москве и за границей. Фотографии из музейной коллекции особенно ценны тем, что на некоторых из них имеются комментарии, сделанные самим Василием Ивановичем или его близкими родственниками, поясняющие запечатленные события. Фотографические изображения сохранили знаменательные моменты жизни Сурикова: его отъезд из Красноярска, годы учебы в Академии. Рассказывают о первых шагах творческой карьеры, работе над картинами, раскрывают круг общения художника.

Изображения из семейного архива – это фотопортреты: матери – Прасковьи Федоровны и брата Александра, жены – Елизаветы Августовны, дочерей – Ольги и Елены, Петра Петровича Кончаловского и любимых внучат – Наташи и Миши.

Фотохроника, где запечатлены интересные моменты из многочисленных поездок в Красноярск, путешествий за границей, на отдыхе с семьей в Крыму и на даче.

Суриков представлен на фотографиях во многих гранях своей жизни: выдающийся деятель эпохи среди художников-передвижников, заботливый сын, любящий брат, муж, отец.

Фотоизображения, используя магические тайны светописи, невидимыми нитями создают ощущение связи времен, приближают его к нам. Открывают тайны творчества и позволяют совершить увлекательное путешествие за занавес времени.

Глава 1

Казачьему роду нет переводу

Фрагмент, исповедной книги Воскресенской церкви Красноярска 1769 года о бытии на исповеди казаков Торгашиных (ветвь Петра, № 70, и Якова, № 71).

ГАКК. Ф. 592. On. 1.Д. 216


Казачество в России – явление уникальное. Оно начинало складываться с незапамятных времен Древней Руси из изгоев-бродников, не ужившихся в своих мирах – общинах или с властью. Естественно, они сбивались в вооруженные артели-корпорации на южных окраинах или нейтральной территории между государственной территорией средневековой Руси, Литвы и Польши. В XVI веке основавшие «народные республики средневековья» «мужицкие рыцари» частью пошли на службу. В Польше король Стефан Баторий в реестр принял часть запорожцев. Донские и волжские казаки участвовали в Ливонской войне на стороне России. Договорные отношения с Москвой позволили казакам Дона и Лика сохранять развитое самоуправление с выборной десятичной организацией.

Страница 4