В помощь учителю рисования при подготовке к уроку - стр. 31
В виде домашнего задания к уроку может служить и сбор материала об истории выбранной детьми ранее иконы, ответов на вопрос о том, что за святой или святая изображен(а) на иконе и за какие заслуги данный человек был возведен в этот ранг.
3. Первые шаги к портретной живописи. Творчество С. Ушакова (1626–1686)
После Андрея Рублева наиболее известным иконописцем можно считать жителя Москвы и руководителя иконописной мастерской (1664) Симона Ушакова. Кроме заслуг в области иконописи, ему по праву принадлежит слава за первую сделанную попытку в развитии портретной живописи, т. е. шаг к переходу от средневекового и религиозного к светскому искусству. Именно он осознал, что новое время влечет за собой и новое искусство, искусство, которое будет не просто копировать мастерство старинных иконописцев, но и устремится к совершенствованию изображаемых образов.
Живопись на сегодняшний день является одним из главных видов изобразительного искусства. Она настолько разносторонняя, что объединяет в себе множество различных произведений, созданных на основе использования цвета. Именно при помощи цвета художникам удается образно отразить окружающий их предметный мир.
Желая писать все так, как это есть на самом деле, Симон старается изображать все предметы и образы святых такими, каковы они на самом деле. Но вековые традиции живописи тормозят этот процесс, а потому все, что ни начнет изображать художник, получается по-прежнему декоративным и напоминающим иконную живопись. Лица людей все такие же задумчивые, склоненные в одну сторону, лишенные легкости. Художнику, привыкшему все время срисовывать с икон, не удается понять, как сделать изображение разных людей не иконоподобным, а действительно разным, как подчеркнуть ту или иную отличительную черту своей модели. От этого все, что он пишет, делается еще грубее, все слабые места в этих работах еще более усиливаются. Но все же уже начинает просматриваться сочетание традиций иконописного письма с объемной светотеневой лепкой формы.
Причина возникновения «парсуны»
Впервые древние иконописцы обратили внимание на образ живого человека после появления зеркал. Это чудо, отражающее каждого человека в точности, как ничто более, привлекало к себе художников. Глядя в него, они думали о том, чтобы научиться сохранять увиденный образ таким же, каким он являлся на самом деле. По этой причине художники начинают делать попытки писать с живой натуры, как выражались в древности, с «живства». Все они сажали перед собой модель и начинали срисовывать. Выходило же все равно однообразно и весьма напоминающе икону, хотя срисовывали не с лежащей на столе иконы, а с живого человека. Увы, его еще никто и никогда не рисовал, и заготовленных контуров на него не существовало.