Размер шрифта
-
+

В помощь учителю рисования при подготовке к уроку - стр. 30

Зрительный ряд

Во время урока могут быть использованы следующие иконы Строгановской школы: «Страшный суд» (конец XVI в.), «Воскресение Христово» (XVI в.), «Никита-воин», а также многие другие работы.

Литературный ряд

При знакомстве с искусством иконной миниатюры на основе Строгановской школы живописи можно использовать произведения различных поэтов, пишущих об иконах, фресках и древних художниках. Очень хорошо вписываются в данную тему стихотворения «Ожившая фреска», написанное Б. Пастернаком, и «Всадник» В. Рождественского. Последнее приводится ниже:

Темнолицый и огневолосый,
Весь в лучах уходящего дня,
Порываясь сквозь сумрак белесый,
Над обрывом он вздыбил коня.
И глаза его в сумрачном блеске,
Разгораясь, как темный алмаз,
С полустертой столетьями фрески
Неотступно летели на нас…
Живописца в монашеской келье,
Видно, мучили страшные сны,
Если он не ушел от похмелья
Забродившей в душе старины.
И, должно быть, каноны святые
Нарушая, он вспомнил о том,
Как рубился с ордою Батыя
На таком же коне боевом…
И возник перед ним, как виденье,
Этот всадник на голой стене,
Уносящийся вихрем в сраженье
Со стрелою, застрявшей в броне.
Он схватил свои кисти в восторге,
Чтоб навеки тот миг удержать,
Словно некогда сам, как Георгий,
Вел на недругов русскую рать…
В полумраке пустого собора,
Про еду забывая и сон,
Он писал то, что встало для взора
Из клубящейся дали времен.
Он писал – не для тьмы и покоя,
Не для нимбов и ангельских крыл, —
Он в отважное сердце героя
Неуемную страсть перелил.

Музыкальный ряд

Учитывая то, что изучение икон Строгановской школы обычно следует за несколькими другими темами, имеющими отношение к иконописи, подбор музыки для данного урока можно возложить на учащихся.

Прослушав на предыдущих уроках различные церковные мелодии и напевы, колокольные перезвоны, дети легко смогут сориентироваться и найти такое произведение, которое объединит иконы разных мастеров иконописи воедино.

Применение материала

Строгановскую манеру письма, образно, можно воспринимать как задатки миниатюры в русском искусстве. В связи с этим вышеизложенный материал может использоваться не только как продолжение темы иконописного письма, но и как предшествующий изучению миниатюры.

Проведение беседы с учащимися

Построение беседы по иконописи лучше всего строить не по принципу вопрос-ответ, а немного иначе. Наверняка у каждого учащегося дома имеется несколько икон, именно на них и следует опираться при закреплении материала. Попросите учащихся принести на урок иконки или зарисовки с них, а затем, в виде соревнования, попросите в нескольких словах охарактеризовать данные работы. Пусть они расскажут, какие цвета использовал при их написании художник и что при их помощи он хотел подчеркнуть? Есть ли у этих икон сходство с иконами, созданными строгановскими мастерами? Благодаря такому наполнению урока класс не просто перескажет ранее услышанное, но и сам переосмыслит новые для него сведения.

Страница 30