Размер шрифта
-
+

Уйти. Остаться. Жить. Антология литературных чтений «Они ушли. Они остались». Том III - стр. 5


Лечу ли? Падаю ли? Плюнут с колокольни?

В руках отпиленных остались небеса…


(Макс Батурин)


Я, как лошадь со следами

Сброшенного седла на веках

Или самолёт со сломанным шасси,

Никак не могу зайти на посадку,

Так и обдираюсь о землю.


(Владимир Кокарев, в 1988-м – 17-ти лет)


Нож вскрывает шею,

И голова моя должна отпасть,

Пальцы судорожно барабанят

По железному подносу,

Кровь удивлённо остановилась

Перед невиданной железной преградой…


(Илья Кричевский, убитый во время путча 1991-го).


этим явно связаны настойчивые мотивы личного поражения, неудачи жизненного проекта в целом, трагического финала – независимо от того, по доброй ли воле автор ушёл из жизни:


Не состроить ли

Гримасу сумасшедшего

Совсем неприхотливого

Папоротника.

Или… Или впрочем

Ну что ж —

Я закончил.


(расстрелянный слепо-случайными убийцами Роман Барьянов)


Меня больше нет:

Ты видишь,

Как я разложился

На мёд и утренний свет,

На хлеб и вино…


<…>


…думаешь:

«Лучше ничего не трогать.

Опять умер».


(попавший под автомобиль Евгений Борщёв)


Мартобря тринадцатое число —

Ровно год с тех пор как меня не стало.


(Сергей Галкин)


Как жутко нам, галчонок,

околевать!


(он же; и в этом опять же нельзя не слышать отголосков остроактуального для времени Мандельштама: «Куда как страшно нам с тобой, / Товарищ большеротый мой…»)


Что толку времена корить, когда

Для времени любого нежеланной

Я родилась.


(Нина Веденеева)


Это люди времени тревожных предчувствий, начавшихся ещё в сердцевине восьмидесятых:


Ночь имеет вкус граната.

Видишь: на восток

Синие идут солдаты

В красный городок.


Тоже чувствуют тревогу —

Близятся бои.

И идут они не в ногу,

Сами не свои.


Так писал ещё до больших исторических сдвигов погибший в 1991-м Владимир Голованов, за год до смерти сказавший: «Я чувствую каменный, / выжатый воздух». А погибшая в том же году Янка Дягилева пела:


Огонь пожирает стены, и храмы становятся прахом

И движутся манекены, не ведая больше страха

Шагают полки по иконам бессмысленным ровным клином

Теперь больше верят погонам и ампулам с героином


Отталкивание от своего времени началось у этих поэтов ещё до больших исторических переломов:


А если окна занавесить

И телевизор не включать,

И не выписывать ««Известий»,

И ««Правду» тоже не читать,

И не смотреть программу «Время»

Про знамя-племя-вымя-семя,

И двери наглухо закрыть —

То ведь, ей-богу, можно жить!


(Катя Яровая)


Александр Сопровский ещё в 1970–19800-х не раз объявлял себя чужим своему времени. Тогда началось и с тех пор всё прогрессировало рассогласование человека и мира, человека и его времени как чувство и состояние не просто личное: типическое, культурообразующее, человекообразующее.

Страница 5