Размер шрифта
-
+

Участь человека после смерти по учению Церкви - стр. 2

Вот одна из причин, по которой так необходимы ей в этот день молитвы-ходатайства земной Церкви, родственников и ближних. Можно сказать, что подобной молитвой об усопшем человеке и проявляется в полной мере, кто есть его ближний. Ибо великий и ужасный путь предстоит совершить душе в этот третий день.

Частный суд

Мы сказали, а точнее повторили вслед за Преданием, что душа по исходе из тела обретается «с находящимися при ней Ангелами». «Если мы, отправляясь в какую-нибудь чужую страну или град, требуем путеводителей, то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, воздушных мироправителей, гонителей, мытареначальников?»[3] – восклицает святитель Иоанн Златоуст (Слово 2-е. О памяти усопших). Тут-то, пожалуй, и проявится до конца, что самыми верными ближними, самыми преданными друзьями были со времени Cвятого Крещения и во всю земную жизнь наши Ангелы Хранители, приставленные к нам Царем Небесным, дабы оберегать нас как подданных Его Царства.

Перечисленные же святителем противные силы, называемые еще «обвинителями», «страшными мытниками», «описчиками», «данщиками», которые в продолжение земной жизни подталкивают всякого свершающего земной путь ко греху и учитывают даже самое малое его падение, теперь «встречают на пути, описывают и вычисляют грехи и рукописания… человека, грехи юности и старости, вольные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую терпит тогда от неисчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться в свете живых, вступить в страну жизни. Но святые Ангелы, взяв душу, отводят ее.» (св. Ефрем Сирин)[4].

Как же нужно ценить эту помощь святых Ангелов, как же радеть об укреплении дружбы с этими заступниками, которые поведут нас в область света!

И хотя Святая Церковь не без оснований утверждает, что души верных, пребывающие здесь в Божественном свете, не терпят никакого зла от лукавых духов, но на крыльях Духа воспаряют в небесные высоты и что демоны, приближаясь к ним, потребляются небесным огнем Духа, да не покажутся никому неуместным преувеличением слова святителя Григория Двоеслова, предупреждавшего об этом, увы, для многих решающем приступе бесов в Беседах на Евангелие: «Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только Один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорил:

Страница 2