Участь человека после смерти по учению Церкви - стр. 4
Православная Церковь отвергает римо-католическое учение о трех различных состояниях: блаженстве, чистилище (или пургаториуме) и пребывании в геенне, но допускает возможность облегчения загробной участи усопших по молитвам Церкви, через милостыню и благотворения, совершаемые за них живыми, в особенности же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой.
Святитель Григорий Двоеслов, отвечая в своих «Собеседованиях» на вопрос, «есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти», учит: «Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях»[7].
Вот какую силу по бесприкладному, то есть не сравнимому ни с чем милосердию Божиему, имеет молитва об усопших. Именование же «геенна» должно, по толкованию отцов Церкви, относить к состоянию после Страшного Суда: Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая (Откр. 20, 13–15).
Страшный Суд
По Священному Писанию, Христос придет некогда с небес и воскресит все племена Адамовы, всех почивших от века, и преобразит дождавшихся Его Пришествия. Апостол Павел так говорит об этом: сеется тело душевное, восстает тело духовное… не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся (1 Кор. 15, 44, 51, 52).
Следует заметить, что Господь уже в земной жизни людей соображается с произволением их душ и производит в добрых и верных душах образ воскресения. Вемы бо, яко а́ще земная наша хра́мина тела разорится, создание от Бога и́мамы, хра́мину нерукотворену, вечну на небесех (2 Кор. 5, 1).
Или по-русски: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина[8], разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Христиане еще в этом веке принимают внутрь себя, в сердце, небесный огнь Божества, который подспудно действует в их душах. По разрушении же тела этот огнь в день всеобщего воскресения начнет действовать совне и совершит воскресение разрушенных телесных членов. Тогда силою Солнца правды – Христа – изведется изнутри слава Духа и облечет тела святых. Она будет их одеянием, пищей, питьем, радованием, веселием, миром, облечением и вечной жизнью. Прославленные светом