Размер шрифта
-
+

Тысяча лет Русского Афона. Духовный подвиг русского монашества - стр. 54

.

Эти значительные суммы позволили продолжить строительство. После завершения работ в нижней (приморской) части обители иноки приступили к возведению ее верхней (нагорной) части, желая устроить монашескую жизнь подальше от моря и всякой мирской суеты. В 1883-м – марте 1896 г. в верхней части были возведены монастырские корпуса с несколькими храмами. В центре западного корпуса была построена 50-метровая колокольня с часами – даром императора Александр III. Под колокольней устроили монастырскую трапезную, стены которой, как и в маленьких церквах, были расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами – братьями Оловянниковыми.

Главным сооружением монастыря являлся собор во имя великомученика Пантелеймона. При его закладке в 1888 г. присутствовали император Александр III, императрица Мария Федоровна и наследник-цесаревич Николай Александрович. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты для колокольни, в честь Александра III и Марии Федоровны был отлит малый колокол. Позднее на месте встречи царя и настоятеля монастыря была построена часовня, а тропу, по которой Александр III прошел от храма св. ап. Симона Канонита до обители, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей».

Помолившись в обители, посетив пещеру св. апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, императорская семья отплыла на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на Александра III было совершено неудачное покушение. В благодарность за избавление от опасности император подарил Ново-Афонскому монастырю электростанцию и паровоз, который использовали для транспортировки древесины с высоких гор, окружающих обитель, по узкоколейной железной дороге. Этот исторический паровоз и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона[184].

Величественный пятикупольный Пантелеимоновский собор был построен в 1888-1900 гг. в неовизантийском стиле в центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря. На протяжении своего существования собор оставался крупнейшим культовым сооружением Абхазии: высота его центрального купола составляла 40 метров, длина храма – 53,3 метра, ширина – 33,7 метров. В соборе были устроены четыре придела, его внутренние стены были богато расписаны в 1911-1914 гг. мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Они выполнили фрески в голубых, коричневых и золотистых тонах, что было не очень характерно для того времени. В ряде случаев на фресках сознательно допустили отходы от канонов иконописи, что особенно заметно в изображении Марии Магдалины, которое, по некоторым сведениям, выполнил известный русский художник М. В. Нестеров, а также в сцене Страшного суда у центрального входа неизвестного мастера. Стенные росписи Пантелеимоновского собора интересны и тем, что они являются одним из последних памятников русской дореволюционной церковной иконописной школы, аналогов которому нет. Кроме того, храм по замыслу архитектора должен был стать законодателем нового направления в церковном зодчестве, так как в нем четыре боковых главы расположены не по диагонали, как это было принято в классической русской архитектуре, а по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик Пантелеимоновского собора с традициями греческого зодчества. В храме могли одновременно находиться более трех тысяч человек. 28 сентября 1900 г. состоялось торжественное освящение главного престола Пантелеимоновского собора, на которое собралось более 20 тысяч паломников.

Страница 54