Тысяча лет Русского Афона. Духовный подвиг русского монашества - стр. 53
После возобновления собора новоафонская братия начала предпринимать шаги к возвращению в него древней досточтимой святыни – чудотворной иконы Божией Матери Пицундской, находившейся в Гелатском монастыре вблизи Кутаиси. Ее возвращение в восстановленный храм, согласно распространенному мнению, составляло залог его процветания. В частности, один из ктиторов Руссика А. Н. Муравьев в своей книге «Грузия и Армения» приводил слова об этой иконе владетеля Абхазии князя Михаила Шервашидзе: «Если когда-либо восстановится опять опустевший храм Пицунды и туда возвратят нашу священную икону, то я могу вас уверить, что все мои подданные обратятся к христианству, ибо они до сих пор уважают святое место, даже и магометане. Сама вера начала падать в наших пределах с тех пор только, как унесли оттуда Пицундскую Божию Матерь»[181]. После революции 1917 г. Пицундский собор был закрыт, и в настоящее время в нем размещается концертный органный зал.
Ново-Афонский монастырь создавался на добровольные пожертвования. Особенно значительный вклад внести братья игумена Руссика о. Макария тульские купцы Сушкины. В 1875—1879 гг. они вложили в Тульский общественный банк в обеспечение Ново-Афонской обители 30 770 рублей. Кроме того, Иван Иванович Сушкин послал в Ново-Афонский монастырь на его обустройство в 1875 г. 10 тысяч рублей, а в 1879 г. еще 10 тысяч[182]. В 1880 – 1900-е гг. Ново-Афонский монастырь ежегодно снабжался субсидией Руссика в размере 25 тысяч рублей, причем в эту сумму не входили строительные расходы. Так, к 1886 г. на строительство Ново-Афонского монастыря поступило 273,4 тысяч рублей разных пожертвований, большей частью через Московское подворье Руссика