Размер шрифта
-
+

Тысяча лет Русского Афона. Духовный подвиг русского монашества - стр. 52

.

Михаил Николаевич также являлся ктитором возобновленного старинного собора Успения Пресвятой Богородицы в Пицунде, приписанного к Ново-Афонскому монастырю. Первоначальный древний храм был основан по указанию византийского императора Юстиниана I в середине VI в. (по одной из версий – в 551 г.). В начале X в. на месте этого храма с использованием древних стен был возведен новый, значительно больший собор, освященный в честь апостола Андрея Первозванного. В западной части собора появилась усыпальница с двумя гробницами, устроенными апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. В середине X в. Пицундский собор стал кафедральным, здесь избирали католикосов Абхазской Церкви, рукополагали епископов, варили миро. В XI-XV в. храм неоднократно обновлялся. В XVII в. из-за угрозы нападения со стороны турок кафедра Абхазских католикосов была перенесена в Гелати, а собор оказался заброшен и пришел в запустение.


Братская усыпальница Свято-Пантелеимоновского монастыря


В 1821 г. император Александр I поручил наместнику на Кавказе генералу А. П. Ермолову возобновить храм, но военное положение Абхазии помешало выполнению этого плана. Он был осуществлен при наместнике кавказском великом князе Михаиле Николаевиче, ставшем ктитором храма. Под руководством окружного военного начальника майора Артамона Савельевича Воронова Пицундский собор был восстановлен по первоначальному плану, за исключением устройства в иконостасе вместо девяти арок семи и снятия северного, южного и западного притворов. Торжественное освящение главного придела с наречением в честь и память Успения Пресвятой Богородицы совершил 27 сентября 1869 г. епископ Имеретинский и Абхазский Гавриил. Позднее на хорах был устроен придел во имя св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Вскоре же после возобновления правительственные власти предложили братии Киево-Печерской лавры занять Пицундский храм и открыть при нем монастырь, но согласия не получили. Затем такое же предложение было сделано Троице-Сергиевой лавре, которая в начале 1870-х гг. распорядилась открыть в Пицунде монастырь, выслав для этой цели архимандрита Феофила в качестве настоятеля обители, а также иеромонаха, иеродиакона и двух послушников. В результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. инокам пришлось оставить монастырь, и возобновлен он уже не был. Храм опять оказался пустым, без икон и церковной утвари, что продолжалось около восьми лет[178].

В 1885 г. по указанию императора Александра III Пицундский храм был присоединен к Ново-Афонскому монастырю, и началось внутреннее возобновление собора. С Афона, из Свято-Пантелеимоновской обители были посланы иконы, различные церковные принадлежности для богослужения, утварь, а также несколько человек братии

Страница 52