Традиционная китайская медицина и Аюрведа против простуды и COVID-19 - стр. 3
Желаю приятного прочтения.
Ян Раздобурдин, врач, нутрициолог, травник, специалист Аюрведы и традиционной китайской медицины
Эпизод 1
Важно знать
Основы ТКМ, орган лёгкие
Когда превалирует ян, возникает жар, когда превалирует холод, возникает инь.
Канон «Су вэнь»
Современные китайские учебники и близкие к ним по структуре англоязычные книги по ТКМ, например «Основы китайской медицины» Джованни Мачоча, практически свободны от налёта сакральности и в основном сфокусированы на эмпирическом опыте и традиционной дифференциальной диагностике, практикуемой в настоящее время в Китае. Главная тайна китайской медицины заключается в сочетании удивительной простоты базовой теории и огромного опыта систематических наблюдений и анализа симптомов и признаков заболеваний, а также действия трав на состояние внутренних органов и организма в целом.
Шесть базовых диагностических критериев китайской медицины, используемых для оценки состояния организма и его отдельных органов, были определены ещё в древности. В давние времена, особенно зимой, было непросто добыть что-нибудь для пропитания. Чувство голода и ощущение холода часто преследовало древних китайцев. Чувство голода связано с ощущением пустоты (недостатка), а насытившись, человек получал удовольствие от ощущения полноты (избытка) и растекающегося по всему телу ощущения жара. Эти ощущения внутренние. Зимний холод и тепло, исходящее от костра, на котором готовилась пища, – ощущения наружные. Или по-другому: мудрый китаец, сидя на горе, наблюдая за сменой дня и ночи, прислушивался к собственным ощущениям. Ночью – луна и ощущение холода, днём – солнце и ощущение жара, проголодался – ощущение пустоты (недостаток), переел – ощущение полноты (избыток), то, что происходит внутри, – ощущение внутреннее, снаружи – ощущение наружное.
Ци – нематериальная субстанция, проявление всех жизненных процессов, происходящих в организме человека. Человек возникает из ци неба и земли, и союз ци неба и ци земли зовётся человеком. Ци – корень человека. Есть несколько типов ци. Более тонкие и более грубые. Чжэнь ци (истинная ци) – последняя стадия трансформации и очищения ци. Она циркулирует в каналах и питает внутренние органы. Существуют питательная и защитная разновидности: инь ци и вэй ци, более грубая и более тонкая. Вэй ци – более янская, циркулирует между кожей и мышцами и отражает атаки наружных патогенных факторов, регулирует поры. При введении иглы врач воздействует как раз на чжэнь ци. Слабая чжень ци – человек легко простужается.
Ци ассоциируется с кровью – материальной субстанцией и основой ци. Недаром китайцы использовали один и тот же иероглиф «май» для обозначения каналов распределения ци и кровеносных сосудов. В норме движение ци лёгких направлено вниз и по всему телу с током обогащённой кислородом крови. Если ци лёгких поднимается вверх, появляется кашель с мокротой, выделения из носа, чихание, астма.