Размер шрифта
-
+

Традиции православной благотворительности - стр. 20

. А в 1785 году купцом Гавриилом Петровичем Грачевым была построена новая колокольня церкви Знамения Богородицы на Знаменке. Сплошь и рядом новые приделы носили имена святых – небесных покровителей жертвователя либо его родственников. Так, в 1750 году в уже упоминавшемся храме Троицы в Серебряниках на средства купца Василия Суровщикова был устроен второй придел во имя Василия Великого.

Роскошный пример храмоздательной деятельности дает судьба Василия Ивановича Щапова, жившего в XIX веке. Он родился в Ростове, в старообрядческой семье. Переехав в Москву, перешел под сень Русской православной церкви. Приходским храмом его стал Елоховский Богоявленский собор, неподалеку от которого располагалась основанная В.И. Щаповым в 1826 году текстильная фабрика. Носовые платки Щаповской фабрики славились на всю страну, особенно среди любителей нюхательного табака. Сам же Щапов, московский купец второй гильдии, был с конца 1840-х годов старостой Елоховского собора. Ранее коммерсант пожертвовал на постройку нового здания собора 200 тысяч рублей – более трети всей той суммы, которая была потрачена на строительные нужды. При деятельном участии Щапова-старосты было закончено возведение нынешнего огромного здания собора. При нем же завершили и внутреннюю отделку. Вся жизнь Василия Ивановича оказалась связана с Богоявленским собором. Согласно завещанию, он пожертвовал Елоховской церкви капитал в 26 тысяч рублей, проценты с которого следовало раздавать неимущим прихожанам дважды в год: под праздники Рождества Христова и Святой Пасхи[47].

Однако не у всех купцов были возможности жертвовать крупные суммы на храмовое строительство. Существовали и другие, «повседневные» способы позаботиться о душе, поделиться копейкою с ближним. Узнать о повседневных пожертвованиях христианина почти невозможно: сегодня он дал денежку нищему на паперти, завтра бросил несколько монет в церковную кружку на нужды храма. На первый взгляд такие действия ни в одном источнике не фиксируются, но… есть все же способ получить сведения о некоторых из них. Чувствуя, что скоро придет пора отдавать Богу душу, или же отправляясь в дальнее рискованное путешествие, человек составлял «духовную грамоту» – завещание. Это еще один тип документов, позволяющих проследить за благими деяниями купцов и их жен.

К примеру, купец Мясницкой полусотни Иван Петрович Мыльников завещает «на погребение и в поминовение по нем на сорокоустие по церквам и нищим издержать сто рублев да отцу его духовному Ивану Федорову дать особливо для поминовения души ево денег десять рублев» (1725)

Страница 20