Размер шрифта
-
+

Традиции православной благотворительности

1

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, § VII.2.

2

Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется. Калуга, 2000. С. 20–21.

3

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, § VII.2.

4

Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется. Калуга, 2000. С. 43.

5

Русские купцы-«сурожане» торговали с итальянскими колониями в Крыму, в том числе с Судаком, который в древности именовали «Сурож».

6

Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 270.

7

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 2 тт. Т. 1. Кремль. Китай-город. Белый город. М., 2007. С. 106.

8

В XVI–XVII столетиях существовали три устойчивые привилегированные корпорации «торговых людей»: «гости», Гостиная сотня и Суконная сотня.

9

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 2 тт. Т. 1. Кремль. Китай-город. Белый город. М., 2007. С. 111–112.

10

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 2 тт. Т. 1. Кремль. Китай-город. Белый город. М., 2007. С. 112.

11

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 2 тт. Т. 1. Кремль. Китай-город. Белый город. М., 2007. С. 107.

12

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. В 2 тт. Т. 1. Кремль. Китай-город. Белый город. М., 2007. С. 247.

13

Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4 тт. Т. 2: Москва в границах Садового кольца / Авт. – сост. П.Г. Паламарчук М., 2007.. 3-е изд., испр. и доп. С. 580.

14

Сорок сороков: краткая иллюстрированная история… С. 601.

15

Сорок сороков: краткая иллюстрированная история… С. 633, 685; Московские синодальные ведомости. М., 1895. № 3; Москва: Святыни и памятники. М., 1903.

16

Сорок сороков: краткая иллюстрированная история… С. 707.

17

Антонов А.В. Приговорная грамота 1566 года // Русский дипломатарий. М., 2004. Вып. 10. С. 179.

18

Соловьева Т.Б., Володихин Д.М. Состав привилегированного купечества России в первой половине XVII века. М., 1996. С. 82–84.

19

Бакланова Н.А. Торгово-промышленная деятельность Калмыковых во второй половине XVII в. М., 1959. С.181.

20

Бакланова Н.А. Торгово-промышленная деятельность Калмыковых во второй половине XVII в. М., 1959. С. 191–192.

21

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 224.

22

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 190–191.

23

Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век – 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971–1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000. № 112.

24

Соловьева Т.Б., Володихин Д.М. Состав привилегированного купечества России в первой половине XVII века. М., 1996. С. 76, 81, 82. Записи, сделанные от их имени, опубликованы: Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог / Сост. Л.Н. Горбунова, Е.В. Лукьянова. Вып. 3. 1651–1675. М., 2003. № Доп. 8.1 (запись «Гостиной сотни торгового человека» Афанасия Панкратьева); Гадалова Г.С., Перелевская Е.В., Цветкова Т.В. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (XVI век-1725 год): Каталог. Тверь, 2002. №№ 62, 65–71, 73–75 (записи Грудцыных); Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век – 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971–1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000. № 310 (запись И.Ф. и Н.Ф. Ревякиных – «торговых людей Гостиной сотни»).

25

Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век – 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971–1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000. № 310.

26

Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век – 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971–1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000. № 303.

27

Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век – 1641 год. Находки археографических экспедиций 1971–1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета. М., 2000. № 360.

28

Аксенов А.И. Генеалогия Московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. С. 67.

29

Колтыпина М. Николай Александрович Лукутин. Фабрикант, общественный деятель, благотворитель // Свой. 2010. № 1. С. 101.

30

ЦИАМ (Центральный исторический архив Москвы). Ф. 203. Московская духовная консистория. Оп. 747. Исповедные ведомости церквей г. Москвы и уездов Московской губернии. Д. 45. Исповедные ведомости церквей Замоскворецкого сорока за 1741 год. Л. 180.

31

Аксенов А.И. Генеалогия Московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. С. 68.

32

Там же. С. 73, 135.

33

Так, в 1768 году в одном из дворов, принадлежащих к Троицкому, что в Вешняках, приходу, жил первой гильдии купец Дмитрий Васильев сын Лукутин с семейством и «сидельцами», т. е. приказчиками. См.: Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 747. Д. 369. Исповедные ведомости церквей Замоскворецкого сорока за 1768 год. Л. 299.

34

Почетное звание «первостатейных купцов» было введено в 1807 году. К их числу были отнесены купцы первой гильдии, ведущие только оптовую торговлю. Первостатейные купцы имели право ездить по городу как парой, так и четверней и даже имели право приезда ко двору (но только лично, без членов семейства).

35

Аксенов А.И. Генеалогия Московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. С. 154.

36

Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI – первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. С. 256, 283, 387, 416.

37

Так, выходцы из суздальских купцов Лихонины породнились с коренными москвичами Докучаевыми. В 1769 году в компании Московской суконной мануфактуры состояли «природный» московский купец Илья Докучаев и суздалец Григорий Лихонин; их дети, Евграф Ильич Докучаев и Екатерина Григорьевна Лихонина, поженились. См.: Аксенов А.И. Генеалогия Московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. С. 83.

38

Аксенов А.И. Генеалогия Московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. С. 132.

39

Льготы, предоставлявшиеся со стороны государства крупнейшим купцам-мануфактуристам, были весьма значительны: крупные государственные денежные ссуды, предоставлявшиеся на выгодных условиях, исключительные права на беспошлинную торговлю – ради того, чтобы обеспечить потребности промышленного производства в необходимом сырье. Кроме того, правительство не препятствовало их участию в доходных откупах: средства, вырученные от них, становись важным источником для финансирования мануфактурной промышленности, требующей крупных ассигнований.

40

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 369. Исповедные ведомости Замоскворецкого сорока за 1768 год. Л. 6.

41

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 226.

42

За Журавлевыми числились в 1775–1784 годах винные откупа в Шацке, Кунгуре, Соликамске, Чердыни, Коломне, Муроме, Саратове, Тамбовской и Тобольской губерниях.

43

Ковальчук А.В. Мануфактурная промышленность Москвы во второй половине XVIII века: Текстильное производство. М., 1999. С. 122.

44

Аксенов А.И. Генеалогия Московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии. М., 1988. С. 67.

45

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 226.

46

В справочнике П.Г. Паламарчука фамилия купцов – Замятнины. См.: Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4-х тт. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2007. С. 598–599. Но в исповедных ведомостях в приходе церкви Иоанна Предтечи под Бором в 1758 году живет купец Федор Федоров сын Замятин с семейством. См.: ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 258. Исповедные ведомости Замоскворецкого сорока за 1758 год. Л. 299 об. Очевидно, родовое прозвище купеческого семейства связано с прозвищем личным. Некий Замятня был основателем династии или, во всяком случае, ярким ее представителем. А прозвище, которое представляет собой производную от слова «замятня», может звучать и как «Замятнины», и как «Замятины».

47

Любартович В.А., Юхименко Е.М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 88, 105.

48

Городская семья XVIII века: Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост. Н.В. Козлова. М., 2002. С. 116.

49

Там же. С. 133.

50

Там же. С. 134.

51

Там же. С. 141.

52

Там же. С. 143.

53

Там же. С. 157–158.

54

ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 747. Д. 141. Исповедные ведомости Замоскворецкого сорока за 1748 год. Л. 369, 371 об.

55

Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991. С. 90.

56

А.Н. Островский большую часть своих драматических произведений создал в годы правления Николая I и Александра II, но образ своевольного и малообразованного дельца, созданный в них, механически распространяется нашими современниками и на последующую эпоху.

57

Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860–1914 гг. М., 1999. С. 151.

58

Ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

59

Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860–1914 гг. М., 1999. С. 164.

60

Колтыпина М. Николай Александрович Лукутин: Фабрикант, общественный деятель, благотворитель // Свой. 2010. № 1. С. 108. О предках Н.А. Лукутина см. очерк «Для пользы души моей роздать по церквам…».

61

См. напр.: История предпринимательства в России / Книга 2. Вторая половина XIX – начало XX века. М., 1999. С. 480.

62

Бурышкин П.А. Указ. соч. С. 33.

63

Более подробно см.: История предпринимательства в России… С. 445.

64

Все это характерно прежде всего для времен царствования Александра II. При его преемнике, государе Александре III, напротив, появляются признаки религиозного возрождения. «Голос Церкви громче зазвучал в обществе, а власть более прежнего стала считаться с этим голосом». Подробнее см.: Алексеев С.В. Между возрождением и испытаниями: Церковь эпохи «контрреформ» // Свой. 2009. № 3. С. 84. С 1880-х годов возрождаются церковные соборы, восстанавливаются приходы, ликвидированные в годы предыдущего царствования, ведется интенсивная борьба с сектантством разного толка. При императоре Александре Александровиче несколько прославленных православных подвижников своим нравственным примером способствуют духовному просвещению народа. В их числе владыка Тамбовский Феофан Затворник, владыка Ревельский Николай (Касаткин), старец Амвросий Оптинский. Однако возрождающейся Церкви досталось тяжелое наследие…

65

Вот примеры работ разного уровня научной основательности, где более или менее отчетливо проговаривается тезис о некоей исключительной роли старообрядческих предпринимателей в отечественной благотворительности; наиболее «мягкая» форма этого мифа заключается в том, что нравственными традициями староверия фактически замещаются на страницах книг и статей нравственные традиции русского христианства в целом, когда речь идет о мотивах благотворительной деятельности коммерсантов-староверов: Липаков Е.В. Благотворительная деятельность старообрядческих купцов во второй половине XIX – начале XX веков // http://dakazan.ru/2009–07–16/blagotvoritelnaya-deyatelnost-staroobryadcheskix-kupcov-vo-vtoroj-polovine-xix-nachale-xx-vekov/; Пыжиков А. Российская экономика: происхождение и специфика// http://www.iet.ru/files/text/policy/2006_10/3.pdf; Русские меценаты и отечественная культура. Введение // http://www.rus-lib.ru/book/35/47/003–016.html; в более «мягкой» форме: Богданов В. Старообрядческое купечество // Слово церкви. Специальный выпуск. 100 лет первого съезда старообрядцев. Май 2000. С. 18–23; Колтыпина М. Любитель древнецерковного пения: промышленник и меценат Арсений Иванович Морозов // Свой. 2009. № 1.

66

Гучков А.И. Московская сага: Летопись четырех поколений знаменитой купеческой семьи Гучковых (1780–1936). СПб., 2005. С. 32–33.

67

Отец П.М. Третьякова, Михаил Захарович, приглашал на дом учителей, стремясь обеспечить детям как можно более серьезное образование.

68

Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 1998. С. 27.

69

Нестеров М.В. Давние дни: Воспоминания, очерки, письма. Уфа, 1986.

70

О религиозности П.М. Третьякова прямо говорит его старшая дочь Вера: «Отец, будучи глубоко религиозным…» См.: Зилоти В.П. Указ. соч. С. 164.

71

Зилоти В.П. Указ. соч. С. 14.

72

Там же. С. 15.

73

Там же. С. 164.

74

Общая стоимость пожертвованной П.М. Третьяковым городу Москве художественной галереи оценивалась в 1 миллион 665 тысяч 831 рубль: коллекция оценена в 1,4 миллиона рублей, недвижимость – в 236 тысяч рублей.

75

В 1948 году прах П.М. Третьякова был перенесен с Даниловского на Новодевичье кладбище.

76

Муратов П.П. – знаток древнерусской живописи, яркий представитель Серебряного века русской культуры начала XX века и русской эмиграции 1920–1940-х годов.

77

Муратов П.П. И.С. Остроухов // Русская живопись до середины XVII века: История открытия и исследования. СПб., 2008. С. 378–379.

78

Грабарь И.Э. Моя жизнь: Этюды о художниках. М.: Республика, 2001. С. 234.

79

Репин И.Е. Избранные письма. В 2-х тт. Т. 2 (1893–1930 гг.) М., 1969. С. 342.

80

Там же.

81

П.П. Муратов следующими словами описывает остроуховское книжное собрание: «Библиотека в этом доме была изумительна, и в ней хозяин засиживался иной раз до утра, когда весь дом спал, то над старыми русскими летописями, то над бесконечными томами самого полного издания Гете, какое существует на свете, то над только что вышедшей в Лондоне или Париже нашумевшей и модной книжкой» (Муратов П.П. Вокруг иконы // Русская живопись до середины XVII века: История открытия и исследования. СПб., 2008. С. 359).

82

Грабарь И.Э. Указ. соч. С. 235.

83

Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках: Абрамцевский художественный кружок. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1950. С. 33.

84

Щекотов Н.М. Один из посвященных // Среди коллекционеров: Ежемесячник собирательства. 1921. № 4. С. 8.

85

Хусид М.М. Музыка в доме Остроухова: Из недавних воспоминаний // Среди коллекционеров: Ежемесячник собирательства. 1921. № 4. С. 12.

86

Репин И.Е. Указ. соч. С. 342.

87

Мамонтов В.С. Указ. соч. С. 34.

88

Мамонтов С.И. – промышленник, владелец ряда крупных предприятий, меценат. По его инициативе были построены Донецкая каменноугольная и Московско-Ярославско-Архангельская железные дороги. Его подмосковное имение Абрамцево в 1870-х годах стало своеобразным художественным центром, с которым были связаны крупнейшие художники, музыканты и артисты второй половины XIX века. Подробнее см. параграф, посвященный С.И. Мамонтову.

89

Нужно отметить, что купеческие дети довольно редко становились членами Академии художеств: туда шли, как правило, разночинцы и люди малоимущие – иными словами, те, чей социальный статус был весьма невысок. В Академию художеств (АХ) был суровый творческий конкурс, курс в ней был весьма сложен, а перспективы на будущее – сомнительны. Даже звание академика или профессора академии не давало его обладателю высокого социального статуса и связанных с ним преимуществ. Для того чтобы купец решил обучаться в АХ, в нем должно было присутствовать какое-то непреодолимое, страстное стремление к живописи. Впрочем, И.С. Остроухов получил звание академика АХ в 1906 году, уже будучи состоявшимся живописцем, – в знак своих прошлых заслуг.

90

Репин И.Е. Указ. соч. С. 342.

91

Грабарь И.Э. Моя жизнь… С. 234.

92

Так, в распоряжении И.Э. Грабаря, заведовавшего в 1913–1925 годах Третьяковской галереей, а в 1918–1930 годах руководившего Центральными реставрационными мастерскими в Москве, оказались иконы из коллекций Рябушинского, Остроухова, Морозова.

Страница notes