Торговое дело. Учебник для вузов - стр. 22
Кстати, в русский суперэтнос входят этносы, находящиеся в разных фазах этногенеза, что отражается на их активности. Базисом эволюции человечества как части Вселенной является не ставка на монокультуру, а наличие множества культур, созданных разными народами, в которых оно находит своё выражение.
Культурно-исторические миры, выработав собственное представление о предназначении человека, особое мировоззрение, свои идеалы и нравственные нормы, обращая природные предпосылки в средство развития человека, превращают в действительность различные варианты преобразования мира. На этом поле совместного творчества и происходит отбор возможностей эволюции человечества в целом. Назначение интеграции в образовательной сфере состоит в отборе возможностей эволюции мировой системы образования.
Во-вторых, поскольку каждый народ вырабатывает свою систему нравственных ценностей, усвоение которых наделяет национальную систему образования способностью воспитывать не только профессионала, но и нравственного человека, то наиболее доступной видится интеграция по линии обучения, то есть профессиональной выучки.
Задача воспитания нравственного человека стоит не только перед системой образования. Нравственное воспитание действует на человека не механически, а органически, через живой пример. Необходимо и на практике действовать «с старательностью честного коммерсанта». Только так можно очистить торговлю от язв корыстных тенденций.
В пореформенной России (вторая половина XIX века) в торговом деле появились новые люди, так называемые сумасшедшие: они пришли туда не за скорыми деньгами, а по призванию, со своей особой идеологией. К истине ведёт длинная и зачастую смертельно опасная дорога, только смелые и сильные духом способны пройти по ней. Творчество есть особое состояние разума и души. Оно – проявление человеческого духа. Творческие люди делают то, чего не было. Поэтому творчество – это социальный риск. Новые люди обладали харизмой, особой притягательной силой. Харизматический лидер является генератором и носителем потока новых идей. Он был способен выйти за пределы известного, познанного, включиться в новый виток эволюции. В качестве примера предпринимателей, отличающихся таким отношением к торговому делу, можно назвать династию Елисеевых.
Родоначальник предпринимательской династии Пётр Елисеев был крепостным садовником у графа Шереметева. Он однажды удивил гостей графа свежей земляникой, которую смог вырастить в условиях русской зимы. В знак благодарности Пётр получил вольную. В Петербурге Елисеев поразил горожан, уже избалованных новинками: стал на Невском проспекте торговать с лотка апельсинами – диковинными фруктами: по копейке за штуку. Чувство новизны, изобретательность и готовность предпринимателя к риску отразились на результатах начатого им торгового дела, которое сразу получило мощный толчок развития. Уже через год, в 1813 году, Елисеев открыл на Невском проспекте собственную лавку. Она привлекла покупателей тем, что в ней были выставлены только лучшие вина, качественные колониальные товары (колониальные – товары, которые производятся в известных заморских местах) и экзотические фрукты. Безграмотный купец оказался по своей природе выдающимся маркетологом и логистом. Он первым из российских купцов, чтобы не переплачивать перекупщикам, стал ездить за колониальными товарами в страны, где их производят. Магазин Елисеева приобрёл большую популярность. Купец Елисеев слыл честным коммерсантом, вёл торг по чести и достоинству. Через десять лет, в 1824 году, Елисеев, бывший лавочник, выкупил большой дом на Биржевой линии Васильевского острова и открыл в нём шикарный магазин.