Размер шрифта
-
+

Торговое дело. Учебник для вузов - стр. 24

русских предпринимателей, осуждающий все виды паразитического, ростовщического, спекулятивного капитала. В общественном мнении всех предпринимателей условно сортировали по нескольким группам. К первой относили промышленников, фабрикантов, крупных торговцев-оптовиков, финансистов и предпринимателей в области страхования и кредита. Во вторую группу включали торговцев крупных, средних и мелких, ведущих своё торговое дело «по чести и без обмана». Обе группы предпринимателей – почтенные, уважаемые люди. К третьей, «презираемой» группе относили спекулянтов, перекупщиков, процентщиков.

Кодекс чести, хотя и считался негласным, но, как оказалось, не являлся корпоративно замкнутой оценочной системой. Он отражал устойчивые нравственные принципы, выработанные национальной культурой. Исследования на уровне массового сознания, первородных образов-архетипов, проведённые в 2000 году, то есть спустя почти сто лет после разрушения в России самобытных форм предпринимательства, показали, что историческая память народа до сих пор хранит именно те признаки и понятия о честности и порядочности предпринимателей, которые были присущи России традиционно, и отторгает образ новоявленного российского предпринимателя, рождённого нынешними реформами и сфокусированного только на получение прибыли.[35]

1.2. Учение о торговой деятельности в историческом контексте

Чтобы шагнуть вперёд, нужно оттолкнуться от чего-то. Движение от ничего или из ничего невозможно. Мы начали изучение торгового дела с установления понятия честного коммерсанта. Именно так поступали основатели данной науки. Кстати, во всех научных трактатах, посвящённых торговому делу, уделено повышенное внимание нравственным аспектам. Уже в трактате «О семье», написанном Леоном Баттистой Альберти в 1434 году, охарактеризованы моральные качества предпринимателя.

Установление понятия честного коммерсанта относится к числу важнейших задач современного учения о торговом деле, что соответствует взглядам и основателям этой науки. При этом они уточняли: такое «становится возможным лишь в том случае, если при определении торговли имеется в виду то, чем она должна быть»,[36] учитывая её предназначение. Следовательно, трактовка природы и назначения торговли определяют критерии нравственной оценки хозяйственного поведения торговца.

У нас имеется возможность рассмотреть эволюцию научной мысли о торговом деле. Причиной возникновения торговли является хозяйственная целесообразность. Это и составляет сущность её бытия.

Но торговлю ошибочно рассматривали, да и сейчас рассматривают как профессию, сводящуюся к добыванию средств существования, при этом делают акцент на погоню за прибылью: «Торговля представляет собою производимую в виде промысла закупку товаров в целях перепродажи с прибылью».

Страница 24