Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова - стр. 38
Откр. 2, 28. «И дам ему звезду утреннюю».
Если мир дарует звезду как знак отличия победителям, которые являются в сущности лишь игрушками, то Ту звезду не может превзойти никакая другая звезда, и Апостол Петр говорит (2 Пет. 1, 19), что вернейшее пророческое слово должно сиять нам, доколе… не взойдет утренняя звезда в сердцах наших. Только с утренней звездой начинался рассвет, с ней мы можем прийти и к тому великому Дню. Но что же это за утренняя звезда?
В Откр. (22, 16) сказано: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есть корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Называя Себя звездой светлой и утренней, Господь придет пред рассветом взять сперва Своих усопших (1 Фес. 4, 16), а потом и тех, кто теперь побеждает. Они увидят эту утреннюю звезду, а мир не увидит Его, спящие же проспят. Будем же мы побеждающими!
Рассмотрев буквально смысл послания, мы пришли к тому, что его нельзя применить к местной Фиатирской церкви и что оно имеет исключительно пророческий смысл. Например: наказание Иезавели – великая скорбь.
Города Фиатиры давно нет, местной общины также нет уже многие столетия, а великая скорбь еще будет, чтобы исполниться Слову. Поэтому и Фиатирский период будет длиться до великой скорби. На это указывают и пророческие слова: «пока приду». Ни город, ни местная община не дожили, а период четвертый, Фиатирский, дойдет до дня Его пришествия. Этот период начался в VI и VII столетиях и достигает высшего развития в XVI веке и продолжается до сих пор с главными другими течениями, периодами: Смирнский, Пергамский и далее. Из семи церквей Фиатира – средняя.
Приняв во внимание всемирную и церковную историю, мы видим, что средние века, от XI до XVI, были временем глубокого упадка христианства. Это была темная эпоха расцвета папства.
Если прилежно уяснить самим себе послания семи церквам, то это будет самая верная история Церкви!
Как развернулось и расцвело папство, нельзя выразить в нескольких словах, но все-таки можно указать на то, что мы видели начиная с Пергамского периода, а именно: связь церкви с государством. И это не кончилось падением Римского государства. Церковь медленно подвигалась вперед в принятом ею направлении, и с помощью этой связи она начала господствовать, и это развивалось чем дальше, тем сильнее. Это показывает и Фиатирское послание: Христа устранить прочь, а любодейство с царями – на Его место. Это вполне развивалось в Фиатирском периоде и дошло до того, что развращенная церковь вознеслась до царского величия, как в Ветхом Завете – Иезавель. Как та, хотя и была язычницей, держала себя пророчицей, так и папство сделало с Церковью Христовой. Церковь стала иметь языческую любовь к роскоши, языческие обрядности и разные нелепые формы, чтобы привести больше к плотским чувствам. Горе было тому, кто тогда противоречил этому. Слово Божие было отстранено, и до сих пор в католичестве миряне не могут читать Нового Завета, а только ксендзы – духовенство (1913 г.).