Толкование на Евангелие от Матфея - стр. 47
И Иуда Искариот, который и предал Его.
Приставку к имени своему он получил, может быть, от города или от селения, из которого происходил, а может быть, от колена Исахарова, так что родился с некоторым предсказанием о своем осуждении, ибо Исахар значит плата, что и указывает на вознаграждение предателю.
Стихи 5 [окончание] и 6.Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева[107].
Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), потому что первое повеление дано до воскресения, а второе – после воскресения. Действительно, сначала должно было возвестить Пришествие Христово иудеям, чтобы они не имели основания оправдываться (ne justam haberentexcusationem), говоря, что они потому отвергли Господа, что Он послал апостолов к язычникам и самарянам. В переносном смысле нам, носящим имя христиан, заповедуется, чтобы мы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью.
Стихи 7–8.А идя проповедуйте, говоря, что приблизилось Царство Небесное; немощных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйтеК А чтобы люди простые, не обладающие прелестями красноречия, неученые, некнижные, встретили у всех веру, когда они будут обещать Царство Небесное, Он дает им власть исцелять больных, очищать прокаженных и изгонять демонов, чтобы величие обетований было подтверждено величием знамений [чудес]. А так как духовные дары, если награда за труд бывает средней, всегда бывают дешевле, то Он присоединяет осуждение скупости в словах: [108]
Даром получили, даром давайте.
Я, Господь и Учитель, дал вам это без платы, и вы раздавайте также без платы, чтобы благодать Евангелия не потерпела ущерба.
Стихи 9—10.Не имейте при себе ни золота, ни серебра, ни медных денег в своих поясах, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни сапогов, ни посоха. Ибо делатель достоин пропитания для себя.[109]
Эти повеления Он последовательно дает благовестникам истины, которым выше сказал: Даром получили, даром давайте, ибо если они так проповедуют, что не берут платы за это, то тогда излишним было бы обладание золотом, серебром и деньгами, так как, имея у себя золото и серебро, они казались бы проповедниками не ради спасения людей, а ради выгоды.