Толкование на Евангелие от Матфея - стр. 45
[Стих 33]И когда бес был изгнан, немой стал говорить.
Одиннадцатым по порядку получает способность говорить немой. А греческое слово ксосроу есть обычно употребляемое в речи и должно пониматься скорее в значении глухой, чем немой. Но Священному Писанию свойственно употребление его без различия как в смысле глухой, так и немой. В духовном же смысле это значит, что как слепые получают свет, так и немому развязывается язык, чтобы он исповедал Того, Которого прежде отрицал.
Стихи 33 [окончание], 34.И удивлялись толпы народа, говоря: никогда не бывало видимо такое во Израиле. Фарисеи же говорили: Он изгоняет бесов князем бесов[103].
Толпа народа своими словами: Никогда не бывало видимо такое во Израиле[104] – исповедует дела Божии. В лице толпы мы видим исповедание [веры] народов. А фарисеи, не имея возможности отвергнуть силы Божией, подвергают эти дела хулению и говорят: Он изгоняет бесов силою князя бесовского (Мф. 9:34), указывая своим злословием на неверие иудеев даже до настоящего времени.
Стих 35.И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Ты видишь, что Он одинаково проповедовал Евангелие и в городах, и в деревнях, и в поселениях, то есть и в больших и в малых, так что не обращал внимания на могущество знатных, а только на спасение верующих, исполняя то дело, которое повелел Ему Отец, и имея неутолимое желание (esuriem) учением Своим спасать неверных. А научал Он Евангелию Царства, и после проповедания и научения Он исцелял всякую немощь и всякую болезнь, чтобы Его дела могли убедить тех, которых не убеждало Его слово. В собственном смысле говорится о Господе: исцеляя всякую болезнь и всякую немощь, потому что для Него нет ничего невозможного.
Стих 36.Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. [Стих 37]: Тогда говорит ученикам Своим…
Смятение стада овец и толпы народа есть вина пастырей и порок учителей, а потому следуют слова…
Стихи 37 [продолжение], 38.Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Многая жатва обозначает множество народов; немногие делатели – недостаток пастырей. И Он повелевает просить Господина жатвы, чтобы Тот послал делателей на жатву Свою. Это суть те делатели, о которых говорит Псалмопевец: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125:5–6). А говоря более ясно, многая жатва есть все множество верующих. А немногие делатели – это и апостолы, и подражатели их, посылаемые на жатву.